Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».

Работа 1:

Изучение устройства микроскопа, овладение основными приемами работы.

Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностей устройства микроскопа и способствовать выработке основополагающих умений работы со сложным увеличительным прибором

Задачи:

обучающие: научить основным принципам работы с микроскопом и правилам изучения микропрепаратов

развивающие: способствовать развитию терпения, аккуратности и бережности в работе

воспитательные: развитие самостоятельности у учеников

Оборудование: световой микроскоп, салфетка, демонстрационная схема с изображением микроскопа и указанием основных его деталей, готовые микропрепараты.

Часть 1: Устройство микроскопа.

Ход работы:

1. Методические рекомендации: вначале следует объяснить целесообразность соблюдения правил пользования микроскопом – это обезопасит работу, сделает её более удобной и эффективной, предотвратит порчу школьного имущества. Микроскоп при переносе нужно держать двумя руками, взяв одну руку штатив микроскопа, а другой – придерживать его снизу за подставку. Микроскоп нужно всегда держать вертикально, чтобы не выпал объектив. Нельзя ставить микроскоп на край стола, иначе его легко уронить или он будет мешать работе.

2. Учитель на схеме показывает основные части микроскопа, вкратце говорит об их функциях: штатив (основная крепежная структура), тубус (труба окуляра), окуляр (часть оптики микроскопа, через него наблюдающий рассматривает изображение, создаваемое объективом, представляет из себя трубку с линзами внутри)), малый и большой объективы (соответствуют малому и большому увеличению, создают изображение, которое наблюдающий видит через окуляр), револьверная головка (к ней крепятся объективы, осуществляет переключение между ними), регулировочные винты (с их помощью наблюдатель устанавливает объектив на определённую высоту над объектом), предметный столик (на нём располагается сам объект изучения), диафрагма (регулирует световой пучок, просвечивающий объект), зеркало (формирует тот самый пучок света, фокусируя рассеянный солнечный свет или свет от искусственного источника). Ученики вслед за учителем находят называемые части микроскопа.

3. Учитель объясняет, как вычисляется увеличение оптики микроскопа – путем перемножения чисел, указанных на окуляре и объективе, например если установлен окуляр с увеличением 7х и объектив 40х, то это значит, что изображение объекта увеличивается в 240 раз.

4. По окончанию работы необходимо салфеткой аккуратно протереть линзы окуляра и объектива. Опустить тубус в крайнее нижнее положение, револьвер перевести на объектив малого увеличения.

Основные понятия, усвоенные в работе: микроскоп, штатив, тубус, окуляр, объектив, револьвер, предметный столик, диафрагма, зеркало.

Часть 2: Правила работы с микроскопом.

Ход работы:

1. Зеркалом нужно направить пучок света в отверстие на предметном столике. Зеркало и диафрагма служат для создания необходимого уровня освещения. Принцип работы светового микроскопа – объект должен просвечиваться точно направленным световым лучом.

2. Следует рассмотреть малый и большой объектив, обратив внимание на способ их крепления и работы. Для начала нужно установить малый объектив, вращая револьвер по часовой стрелке до щелчка.

3. Положите микропрепарат на предметный столик, закрепив его с помощью зажимов.

4. Глядя сбоку, нужно опустить с помощью большого регулировочного винта тубус до высоты 1-2см над объектом. Затем, глядя уже в окуляр, следует медленно поднимать тубус, вращая большой винт на себя, до того момента, когда увидите более-менее четкое изображение. Тонкая подстройка резкости осуществляется с помощью малого регулировочного винта. Далее надо рассмотреть объект, выделить основные детали.

5. Аккуратно, не трогая препарат и регулировочные винты необходимо перевести револьвер на объектив с большим увеличением. Если микроскоп исправен и правильно настроен, то при переводе объектива нет необходимости поднимать тубус, в противном случае его надо немножко поднять.

6. С помощью большого и малого регулировочного винта аккуратно, стараясь не раздавить стекло с препаратом, требуется установить резкость, объект должен быть максимально четко виден.

7. После настройки микроскопа необходимо внимательно изучить объект и зарисовать его.

8. По окончании работы следует подготовить микроскоп к дальнейшей работе: перевести револьвер на объектив малого увеличения, поднять тубус, снять препарат с предметного столика, протереть оптику.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>