Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс

Так, идеальным партнером в играх является так называемый «добродуш­ный игрок» (45). Это умный, вдумчивый, внимательный, спокойно ко всему от­носящийся ребенок. Начав играть, он увлекается игрой и отдается ей всеце­ло, по-детски непосредственно, непри­нужденно. В его поведении практиче­ски отсутствуют эгоистические прояв­ления, он уступчив и может подчинять свои интересы интересам детской группы. В игру такой ребенок включа­ется с осмотрительностью, не торопясь проявить себя активно и сразу. Он незлоблив, спокойно реагирует на шутки товарищей или вовсе не обра­щает на них внимания; так же спокой­но настроен и в отношении взрослого.

Хорошими партнерами по игре являются такие типы игроков, как «игроки-таланты», «организаторы», «вожаки». Например, «истинный та­лант» - это хороший товарищ, пред­почитает быть лидером и фигуриро­вать в центральных ролях. Он обычна достаточно активен и более развит, чем другие дети. Вместе с тем в пове­дении такого игрока есть некоторая капризность, манерничанье, неустой­чивость желаний и проявления нерв­ности. «Самостоятельный организа­тор» также хороший игровой партнер. Он инициативен, играет выдержанно, любит соблюдать все правила, но не­сколько самолюбив. У такого ребенка проявляется особая социальная ода­ренность, т.е. умение найти подход к каждому ий игроков и объединить их. В процессе игры он, организуя детей, охотно и результативно помогает ру­ководителю, но может и самостоя­тельно вести игру. Наконец, «настоя­щий вожак» - это игрок с особенно развитой волей и обостренным чувст­вом законности, чрезвычайно иници­ативный, активный и настойчивый. Он постоянно озабочен общими инте­ресами, гордится своей ролью в игре и также способен действенно помо­гать взрослому при ее проведении.

Но в детских играх проявляются и «мнимые таланты», «шуты», «неудач­ные остряки», «

замкнутые дички», «конфузящиеся игроки», «подражате­ли», «мятежные души», «расслаблен­ные игроки», «лицемерные игроки», «выскочки», «хвастуны», «вожаки-хитрецы», «вожаки-силачи» и другие типы игроков. Уже само их определе­ние до некоторой степени свидетель­ствует о тех элементах стихийности, внеплановости, которую они могут привносить в игру. Так, «мнимый та­лант» довольно самолюбив, капризен, обидчив и подозрителен. В игре прояв­ляет себя как большой спорщик, часто нарушает правила. «Конфузящийся игрок» хочет принять участие в игре и в то же время боится. Он слаб, нереши­телен, не проявляет инициативы, не уверен в своих силах и боится выгля­деть в игре смешным, не кочет, чтобы на него было обращено какое-либо внимание. «Иронический игрок» отно­сится к играм свысока, пренебрежи­тельно. В силу присущей ему тще­славности он обычно или совсем не принимает участия в игре, или всячес­ки демонстрирует свое снисходитель­ное отношение к ней, делает замеча­ния товарищам, без предупреждения выходит из игры. Эти и другие типы игроков педагог должен уметь опреде­лять и с их учетом выстраивать собст­венную тактику игрового воздействия, одновременно проводя и определен­ную коррекцию негативных типов детского игрового поведения.

Вместе с тем следует принимать во внимание, что некоторые первона­чальные диагностические сведения могут быть отчасти переосмыслены с учетом постоянно поступающей пе­дагогически значимой информации в ином ключе, а поэтому, будучи раз использованными, диагностические средства не должны исчезнуть из по­ля внимания педагога, продолжая служить необходимым условием и регулятором образовательного про­цесса. Вполне уместным является выбор педагогом какой-либо формы фиксации результатов диагностиро­вания и динамического наблюдения за развитием учеников в процессе использования средств игрового вли­яния. Это могут быть, например, своеобразный дневник педагогических наблюдений, индивидуальные карты учеников и др., но при любой форме анализу и оценке подлежат не только игровые интересы и по­требности учеников, но и их ответная реакция на использование конкрет­ных игровых методов и форм педаго­гического воздействия.

Таким образом, изучение спонтанно существующих игровых форм дея­тельности и самостоятельных игр детей - важнейшая предпосылка расширения возможностей их приме­нения в начальной школе, конструи­рования направленных игровых про­грамм и разработки (моделирования) новых игр. Разные методы и формы педагогической диагностики служат, с одной стороны, естественной и орга­ничной базой для выяснения игровых запросов и особенностей игрового по­ведении учеников, а с другой - для грамотного определения роли и места игры как педагогического средства в работе с ними. Результаты диагности­рования и соотнесение их с общими и частными задачами педагогической работы с классом в целом и каждым учеником помогают учителю прогно­зировать наиболее верные стратегию и тактику включения детской игры в образовательный процесс начальной школы.

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>