Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс

Личностный подход, лежащий в ос­нове организации современного обра­зовательного процесса, предполагает исходную ориентацию педагогов в свойствах и качествах личности, кото­рые многообразно представлены уже у дошкольника, а тем более - у младше­го школьника. Учитель начальной школы берется за его развитие, обуче­ние и воспитание тогда, когда он путем подражательности и под влиянием окружающих лиц приобретает до­вольно много навыков, стремлений, желаний, когда эти новые свойства, составляющие верхний слой личности, заслоняют нижележащие, и вот при таком смешении разнородных свойств педагог должен действовать; - заме­чает П.Ф. Каптерев (42).

Следовательно, отправной точкой в работе как с каждым, так и со всеми учениками класса для педагога в первую очередь должно стать изучение этого «смешения разнородных свойств» личности с помощью разных методов и форм диагностики, что позволяет полу­чить некоторую предварительную ин­формацию, необходимую для планиро­вания дальнейшей профессиональной деятельности (43). В процессе диагности­рования наряду с важными данными о достижениях и особенностях психофи­зического развития детей могут быть собраны значимые материалы, свиде­тельствующие о необходимости неко­торого вмешательства в это развитие и его корректив. Вполне естественно, что учитель попытается запланировать решение таких задач с опорой, как на специфические, так и неспецифиче­ские - игровые - методы педагогической работы, особенно в тех случаях, когда дело касается детей, только пере­ступивших школьный порог. В связи с этим выделение в программе психоло­го-педагогического изучения учеников наряду с другими и задач анализа их игровых потребностей, интересов и предпочтений является не только целесообразным, но и крайне необхо­димым.

Такое изучение может быть прове­дено, например, в форме свободной беседы с учеником или с группой уче­ников. Искренний интерес, который демонстрирует взрослый к содержа­нию беседы, его стремление получить максимально полные, развернутые от­веты на вопросы являются важными условиями ее результативности. Тех детей, которые по каким-либо причи­нам не хотят принимать участия в раз­говоре, не следует принуждать к отве­ту - лучше подождать и выбрать бо­лее подходящий случай, когда они расскажут о своих игровых интересах и пристрастиях с большим желанием и охотой.

Канву беседы могут составлять сле­дующие вопросы:

- Ты любишь играть? В какие игры ты играешь?

- Какие из них тебе нравятся боль­ше других? Почему?

- Какие игры тебе не нравятся? По­чему?

- Ты можешь сам придумать игру?

- Как ты любишь играть - один или с другими детьми? Почему?

- С кем ты больше любишь играть - с мальчиками или девочками, со старши­ми или с младшими детьми? Почему?

- Любишь ли ты играть с игрушка­ми? С какими из них ты играешь чаще всего?

- Где ты любишь играть - в школе, дома, во дворе .?

- Как часто ты играешь? Хотел бы ты играть чаще? и т.д.

Проведенное в этом ключе изучение игровых интересов и предпочтений младших школьников (44) выявило, на­пример, что для всех детей 7-10

лет характерна любовь к подвижным иг­рам. На вопрос «Какие игры тебе боль­ше всего нравятся?" ученики 1-2-го

классов отвечали: «Кошки-мышки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Третий лишний», «Море волнуется» и другие. Дети 3-го класса называли игры «в прятки», «в футбол», «в войну», «в индейцев», игры на внимание типа «Замри», т.е. тоже подвижные, но с более выражен­ным ролевым акцентом. Отвечая на во­прос «Почему тебе нравится эта иг­ра?», дети на первое место вынесли критерий двигательной активности - «можно бегать». Далее - «веселая», «смешная», «забавная», «быстрая», «от нее (игры) хорошее настроение», «радостная», и интересная», «увлека­тельная», «полезная», «много надо знать», «нужен ум», «хитрая и лов­кая», «играют много детей», «надо вы­ручать», «выигрывает команда» и т.д.

Ответы учеников в ходе беседы, а также наблюдения за свободными иг­рами детей в течение школьного дня могут быть дополнены данными, полу­ченными из бесед с родителями учеников или в результате их анкети­рования по вопросам организации детских игр в семье. Последующий тщательный анализ собранного мате­риала поможет учителю, с одной сто­роны, выявить как наиболее общие, так и сугубо индивидуальные игровые запросы учеников класса и осознать реальное место игры в режиме их жизнедеятельности, а с другой - опре­делить собственную позицию в отно­шении включения игры в образова­тельный процесс. Вместе с тем следует помнить, что игровые интересы и предпочтения детей не являются чем-то застывшим, определенным раз и навсегда; наоборот, они довольно часто меняются. Поэтому изучение игровых предпочтений учащихся должно про­водиться достаточно регулярно с тем, чтобы вовремя внести коррективы в те игровые программы, которые используются педагогом.

Кроме того, в игре дети обычно де­монстрируют самые разнообразные игровые качества, непосредственно связанные с особенностями их темпе­рамента и характера, условиями вос­питания и др. Поэтому наблюдение за детским поведением в процессе само­стоятельных игр (на перемене, при­школьном участке и т.п.) позволит учителю определить, к какому типу игроков относится каждый из них.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>