Школа Ауэра

«Прогрессивная школа скрипичной игры»

«Моя школа игры на скрипке»

Профессия педагога-музыканта бесконечно сложна, и редко кому удается овладеть в полной мере всеми ее областями. Одни педагоги оказываются более сильны в области воспитания техники у своих учеников, другие - в формировании их артистической индивидуальности. Первых можно было бы условно назвать «педагогами-учителями», вторых- «педагогами-артистами». Ауэр принадлежал ко второй категории. Все, кто учился у Ауэра, в один голос говорят, что технической стороной игры ученика он обычно не интересовался. Техника, приемы игры, трудные места в изучаемом произведении должны были быть подготовлены учеником до прихода в класс или самостоятельно, или в классе адъюнкта.

Чем же объяснить подобный метод ? Только нежеланием Ауэра обратить внимание на техническую сторону ? Или, может быть, тем, что у него в классе были ученики, уже не нуждавшиеся в технических пояснениях и опеке педагога ?

Не нужно думать, что в период расцвета ауэровской педагогической деятельности у него занимались только выдающиеся скрипачи; во все времена Ауэр наряду с талантливыми учениками брал к себе в класс и очень средних по дарованию скрипачей. Для Ауэра важны были скорее профессиональная пригодность исполнителя, его трудолюбие, и он охотно занимался с теми, кто, по его мнению, мог стать крепким профессионалом,-будь то солистом, оркестрантом, ансамблистом или педагогом. К чести Ауэра, нужно добавить, что он занимался с «середняками» не менее внимательно и ответственно, чем с одаренными людьми. Таковы свидетельства оставшихся в живых его современников, имевших возможность наблюдать его уроки. Да и по приводимым выше отзывам отчетливо видно, насколько различен был уровень его учеников, и вместе с тем ясно, как ревниво следил Ауэр за тем, чтобы ученики приходили аккуратно в класс, как внимательно всматривался он в каждого и как следил за успехами всех без исключения.

Школа Ауэра может служить красноречивым примером плодотворности художественного метода воспитания учащихся. То, что Ауэр требовательно ставил перед учениками исключительно высокие художественные задачи , мобилизовало все их творческие и технические способности, заставляло их искать и находить приемы, с помощью которых они могли решить эти задачи. Ученик был все время в состоянии творческой активности, и поневоле его аппарат переставал быть для него самоцелью: исполнитель привыкал подчинять техническую сторону игры художественным импульсам, а вслед за тем приходило и артистическое владение своим аппаратом.

Не занимаясь с учениками сам технической работой, Ауэр вместе с тем был чрезвычайно придирчив к технической стороне исполнения. Он требовал от учеников напряженной работы над техникой, над каждым ее элементом, настаивал на том, чтобы владение аппаратом было абсолютно безукоризненным. Ведь в класс Ауэра с сомнительно выученными местами произведения прийти было невозможно. Высочайшая требовательность отличала Ауэра во всем, в том числе и в отношении к технологии. Другое дело, что его методы, приемы работы над техникой уже не могут удовлетворить. Характерно, что в созданных им педагогических трудах именно технические разделы наименее убедительны. Целый ряд возражений, например, вызывает «Прогрессивная школа скрипичной игры», в которой Ауэр рассматривает процесс обучения скрипача с самого начала до высших ступеней мастерства.

Начинается Школа с определения постановки, которая иллюстрируется на снимках самим Ауэром. Постановка эта, с напряженно отогнутой назад кистью левой руки, неудовлетворительна. Много устаревшего и в общей конструкции Школы, с отдельным изучением каждой позиции, отвлеченным гаммным тренажем и т.д. Во взглядах на начальные этапы педагогики Ауэр сохранил в основном взгляды, распространенные в эпоху его юности, и впоследствии проблема детского воспитания его не занимала специально. Но что хорошо и здесь – это постоянное стремление сделать музыкальным весь процесс обучения, начиная с первых уроков. Ученик получает еще исходные навыки звукоизвлечения – «тянет» смычок по открытым струнам, а Ауэр уже предлагает играть с ним несложные пьески в виде дуэтов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>