Методика логопедической работы при формах дизартрии.

Методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции.

1. Механизм действия массажа сложен. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряжённые спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации вялых ослабленных групп мышц речевого аппарата.

Для получения эффекта расслабления, необходимо создать определённую обстановку: помещение должно быть тёплым, без лишних раздражителей, ребёнок должен сесть удобно, не напрягаться и не сосредоточивать своё внимание на органах артикуляции–это достигается методом дружеской, непринуждённой беседы. Массаж проводится теплыми, сухими руками, употребляя лёгкие поглаживающие движения, необходимые для определённой мышечной группы.

При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуется более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Приемами массажа удобно закончить всё занятие.

Методика массажа–Новиковой Елены Викторовны: «Нетрадиционная методика массажа артикуляционного аппарата».

2. В процессе логопедической гимнастики преследуются различные цели:

- умение расслаблять все спастические мышцы,

- достижение полной амплитуды произвольных движений,

- удержание активного речевого органа в определённом положении,

- развитие силы мышечных сокращений,

- затормаживание сопутствующих содружественных движений (синкинезий),

- достижение скорости, точности движений,

- выполнение сложных комплексных движений и лёгкость переключения с одного артикуляционного уклада на другой.

Как правило, комплексы упражнений должны быть индивидуальны с учётом характера дизартрии, степени её выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и других параметров. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической гимнастики включаются и дыхательные упражнения, так как при слабом речевом дыхании затрудняется образование голоса (короткий судорожный вдох) и также это может перейти в заикание (логоневроз). Поэтому при любой форме дизартрии следует упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить от грудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыхание через рот и через нос. Для развития дыхания полезны также занятия пением и те виды спорта, которые увеличивают ёмкость лёгких.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.

Приёмы постановки: а) Отработка различных видов дыхания: - вдох и выдох носом, - вдох носом, а выдох ртом и наоборот, - вдох и выдох ртом (методика Л.С. Волковой).

Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребёнку создается «веер воздуха».

Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха. Инструкция: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».

Следующее упражнение направлено на развитие ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребёнка и просит его вдыхать через рот до того, как он не попросит его произнести гласные звуки или слоги.

б) Пропевание гласных звуков на выдохе, с каждым разом увеличивая длительность звучания. Используются упражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот, а рука логопеда на его грудной клетке как бы препятствует этому, но способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху. Ребёнка просят задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Во время этих упражнений в момент выдоха логопед произносит цепочки гласных звуков, стимулируя его к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребёнка стимулируют к произнесению щелевых согласных изолированно и в сочетании с гласными и других звуков.

Различают– динамическую и статическую дыхательную гимнастику.

При дыхательной гимнастике нужно стараться не переутомлять ребёнка и следить, чтобы не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все упражнения проводятся плавно, под музыку.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют и спец. упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек и т.д. Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста, характера нарушения дыхания и др… Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют также и спец. логоритмические упражнения, игры.

3. Выработка и автоматизация навыков артикуляции являются–центральным разделом логопедической работы и при формах дизартрии имеет свои особенности, обусловленные различным патогенезом этих дизартрий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>