Динамическая афазия

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

- ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

- выполнение простых устных инструкций;

- улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

- письмо слов, слогов и букв по памяти;

- «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

- выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

2.Стадия расстройств средней степени

1. Восстановление фонематического слуха:

- дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

- выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

- выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

- дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.

2. Восстановление понимания значения слова:

- выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

- заполнение пропусков во фразах;

- подбор определений к словам.

3. Преодоление расстройств устной речи:

- «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

- уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;

- устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

4. Восстановление письменной речи:

- закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;

- различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;

- письмо под диктовку слов и простых фраз;

- чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

- самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

2.

Стадия лёгких расстройств

1. Восстановление понимания развёрнутой речи:

- ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;

- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

- улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённыых предложениях;

- осмысление логико-грамматических оборотов речи;

- выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

- подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

- работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

3.Коррекция устной речи:

- восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;

- составление рассказов по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов по плану и без плана;

- составление планов к текстам;

- составление речевых импровизаций на заданную тему;

- речевые этюды с элементами «ролевых игр».

4.Дальнейшее восстановление чтения и письма:

- чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;

- диктанты;

- письменные изложения;

- письменные сочинения;

- усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>