Динамическая афазия

1.Стадия грубых расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

- выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);

- оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

- ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

- прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

- автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;

- автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда»,

«кто там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

- конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

- выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

- раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

(см. п. 2 разд. «Расстройства средней степени выраженности при эфферентной моторной афазии»–в программе восстановит.обучения)

5. Стимулирование письменной речи:

- раскладывание подписей под картинками;

- чтение идеограммных слов и фраз.

2. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

- конструирование простой фразы;

- составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор;

- составление рассказа по серии последовательных картинок;

- развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;

- составление простых диалогов по типу речевых этюдов:

«В магазине»–диалог покупателя и продавца, «В сберкассе»,

«В ателье» и т.д.

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

- показ предметов на картинках и в комнате, частей тела

(в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями

названий);

- оканчивание фраз различными словами;

- подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.;

- письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

- письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

- элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

- заполнение пропусков в словах;

- письмо простых слов по памяти и под диктовку.

3. Стадия расстройств лёгкой степени выраженности

1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

- развёрнутый диалог на различные темы;

- конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

- автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;

- накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);

- чтение и пересказ текстов;

- «ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

- «речевые импровизации» на заданную тему;

- развернутые изложения текстов, сочинения;

- составление поздравительных открыток, писем и т.д.

Сенсорная

афазия

1. Стадия грубых расстройств

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

- показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам;

- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

- показ частей тела на картинке и у себя;

- выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>