Развитие речи на уроках чтения.

Вторая задача – помочь учащимся, осознать и оценить идейно-художественное богатство русской литературы, усилить ее влияние на

формирование их мировоззрения, этических и эстетических идеалов.

Успех в решении этой задачи обеспесивается проведением словарно-фразеологического анализа художественных текстов; постоянным вниманием к стилистическим средствам речи, развивающим у школьников языковое чутье; обеспечением словарного минимума необходимой лексикой, связанной с историко-литературной,теоретико-литературной,нравственно-психологической тематикой.

Третья задача – подготовить учащихся к самостоятельному чтению в оригинале текстов художественной, публицистической, научно-популярной литературы.

Реализация этой задачи связана со стимулированием самостоятельного чтения учащихся; с обогащением их речи (наряду с активизируемым минимумом ) пассивным словарным запасом.

Четко придуманная система помогает организовать усвоение словарного запаса русского языка целенаправленно, управляемо, с обеспечением ожидаемых результатов.

Учителя национальной школы на каждом шагу сталкиваются с ограниченностью активного словарного запаса учащихся. В устной и письменной речи школьники часто довольствуются примитивными штампованными фразами. «Некрасову в детстве жилось плохо. Отец у него был плохой»,- говорят ученики, излагая биографию Некрасова. Слова жестокий, суровый, несправедливый не стали их активным достоянием, хотя они и встречались в художественных произведениях и в учебных статьях.

«Барыня была плохая, а Герасим хороший», - так характеризуются персонажи повести Тургенева «Муму». Произвол, праздность, бесмысленные капризы, жестокость крепостницы определены одним словом –плохая.

Столь же примитивно обрисовываются привлекательные качества Герасима: его трудолюбие ,чувство собственного достоинства, честность, твердость характера вместились в нейтральное слово с широким семантическим диапазоном – хороший.

Бедность словарного запаса учащихся национальных школ является серьезным недостатком. Объясняется это наличием значительных трудностей, влияющих на процесс овладения словарным составом русского языка, а также ослабленным вниманием со стороны многих учителей к обогащению лексики школьников, в частности недооценкой закрепления новых слов в речевой практике.

Обогащение активного словаря нерусских учащихся – длительный процесс.Одна из сложных задач - научить их подбирать нужное, выразительное слово в контекте. Сталкиваясь с лексическим многообразием русского языка и не находя порой должной опоры в родном языке, учащиеся затрудняются в выборе нужного слова из синонимического ряда и нередко допускают ошибки.

Умелая, тактическая помощь учащимся в исправлении ошибок, поиски

удачных вариантов, поощрение активного использования новых слов в речи – путь продуктивного освоения лексического богатства языка.

Процесс закрепления активизируемых слов в речевой практике учащихся требует особого внимания. «Усвоить новое русское слово – значит сделать его своим, научиться свободно пользоваться им в речи»,-говорил В.В. Голубков.

Методы и приемы закрепления лексики необходимо всемерно разнообразить, чтобы повысить интерес учащихся, вызвать их любознательность, творческую активность.

Основные приемы закрепления : составление словариков и словарных таблиц; введение активизируемых слов в словосочетания, предложения, связный текст; внимание к лексико-фразеологическому составу произведения в процессе анализа художественного текста.

Знания приобретаются путем активной познавательной деятельности и волевого усилия. Это относится и к усвоению нерусскими учащимися русской лексики. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы внимание учащихся к словарной работе поддерживалось на всех этапах чтения и изучения литературного произведения. Большое значение при этом имеют качество изложения, форма подачи материала, применение средств на-глядности всех видов, использование лексического запаса, накопленного учащимися на родном языке. Разнообразные упражнения должны пробуждать интерес своей новизной и предусматривать применение лексических знаний в речевой практике самих учащихся.

Все методисты говорят в один голос, что чтение художественного текста – первое условие для развития устной речи учащихся. Этому развитию способствует долгая и кропотливая работа. Стимулом для повышения интереса к предстоящей работе могут служить методические приемы, разработанные С.Н. Юзбашевым :

1. Установление связи с предшествующим материалом, изученным на уроках русской и родной литературы. Опора на межпредметные связи и жизненый опыт учащихся ( привлечение из истории, родной литературы, из жизни фактов аналогичных изложенным в произведении, пробуждение эмоций, связанных с теми или иными событиями, переживаниями).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>