Развитие речи на уроках чтения.

Вопрос о развитии устной речи в процессе обучения нерусских учащихся русскому языку всегда является основным.

Прежде всего неродная речь постигается на основе овладения определенной лексикой, которая воспринимается учащимися на каждом уроке, начиная с младших классов и кончая выпускными. Без слов нет предложения, а без предложения нет связной речи. Поэтому усвоение лексики необходимо связывать с работой по составлению словосочетаний и предложений. Все работы по развитию речи подразделяются на подготовительную и основную. К предварительным (подготовительным) относятся упражнения, связанные с закреплением слов. Они проводятся путем повторного чтения слов учителем, учащимися, словотолкования на русском языке, составления словосочетаний, предложений. В начале каждого урока отводится время на устное повторение слов, изученных ранее и на предыдущем уроке. После ряда уроков по одной литературной теме можно провести словарный диктант, включив в него усвоенные на предыдущих уроках слова. Слов должно быть не очень много (10-20). К примеру, изучив рассказ «Муму», на последнем уроке можно провести словарный диктант, включив в него слова: глухонемой, усердно, находка, ухаживать, беда, зажмуриться, гибель, накрошил, утопил, поспешно, которые были изучены на предыдущих занятиях.

К основным видам работ по развитию речи учащихся относятся: беседы, составление планов, монологическая и диалогическая речь, работы по картине и т. д.

В азербайджанской школе особенно большое значение для развития речи учащихся придается ответам на вопросы. Ни один текст не изучается без проведения беседы по нему , причем практикуются две формы беседы: 1) ответы подбираются в изучаемом тексте, 2) ответы строятся самостоятельно. Если у учителя подобран иллюстрационный материал, по изучаемым темам, то это дает возможность провести беседу опираясь на него.

Составление планов по прочитанным текстам способствует не только развитию речи, но и развитию логического мышления. Поэтому на уроках чтения следует уделять этой работе большое внимание. Нужно учить детей составлять планы в форме вопросов, назывных предложений или слов текста (цитатный план), учить составлять простые планы и сложные, причем не только всего текста, но и небольших отрывков изучаемого текста.

Выработка умения составлять планы к прочитанному начинается с коллективной работы под руководством учителя. И только постепенно, увеличивая долю самостоятельной работы учащихся, можно добиться выработки навыка самостоятельно составлять планы.

Развитию монологической речи способствуют различные виды пересказа: подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, пересказ с изменением формы и другие. Пересказы, то есть связное изложение текста, могут быть устные и письменные. Задания к изучаемым текстам предусматривают пересказы, которые выливаются затем в письменные работы.

Развитию диалогической речи способствуют проведение специальных тематических разговорных уроков.

Проблема развития речи тесно связана с творческими работами по картине и различными видами сочинений. Картины должны быть подобраны по тематическому соответствию с изучаемыми текстами, а потому они не только воспитывают учащихся и развивают их речь, но и помогают глубже воспринять изучаемый литературный материал.

Развитию речи способствуют и различные сочинения, которые проводятся во всех классах, но различаются по объему, сложности, тематике.

Итак, методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельного подхода следующие направления:

1.Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов.

2.Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.

3.Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.

4.Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельной основе.

Словарно-фразеологическая работа - одно из важнейших звеньев процесса осмысления художественного произведения и развития речи учащихся. Слово является основной еденицей сообщения, так как только оно обладает предметным значением. Без слова нет и не может быть предложения и тем более не может быть связной речи.

Основные задачи словарной работы в национальной школе,описанные К.В.Мальцевой, можно свести к следующему.

Первая задача – обеспечить систематическое обогащение активного словарного запаса учащихся в коммуникативных и учебных целях наиболее частотной, продуктивной лексикой.

Важнейшее значение приобретает при этом определение объема и состава словарного минимума по этапам обучения и учебным предметам в пределах требования программы; разработка наиболее рациональных способов семантизации и закрепление активизируемой лексики в речевой практике учащихся; реализация дидактических основ словарной работы в учебниках, учебных пособиях, школьной практике.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>