Введение

Особо важное значение приобретают упражнения учащихся в правильном чтении. Известно, что никакие объяснения, как надо читать, никакой пример образцового чтения учителя не научат учащихся так, как научат их тренировочные упражнения.

Различные виды громкого чтения в классе, когда в целях закрепления произносительных навыков учитель предлагает учащимся повторное выборочное чтение абзаца, строфы, повторное произнесение трудных слов и фраз, можно рассматривать как тренировочные упражнения.

При слабой подготовке учащихся за первым чтением проводится чтение повторное. В повторное чтение необходимо вовлекать всех учащихся, чтобы активизировать процесс усвоения текста художественного произведения, добиться его максимального осмысления.

Особое внимание на ранней стадии изучения литературных текстов следует уделить тихому чтению (чтению про себя).

В жизни человека чтение про себя занимает несравненно большее место, чем чтение вслух. Навык сознательного тихого чтения вырабатывается постепенно. Он включает в себя правильное понимание слов, словосочетаний, предложений, осмысление связного текта.

Тихое чтение с отыскиванием незнакомых слов в словаре приучает школьников к самостоятельной работе над текстом и подготавливает их к выразительному чтению вслух.

Развитию навыков чтения содействует также чтение в лицах. Учитель привлекает весь класс к подготовительной работе над текстом : выделяются слова, на которые падают логические ударения, расставляются паузы и т.п. После этого назначаются чтецы, каждый из них прочитывает свой текст сначала про себя. Если он испытывает затруднения, то обращается за помощью к учителю.Все остальные учащиеся читают в это время текст целиком.

Когда все «актеры» закончат тихое чтение своих отрывков, текст читается вслух по ролям. Затем проводится обсуждение качества чтения, отмечаются ошибки. При необходимости проводится повторное чтение этого же текста, но с другим составом исполнителей.

Серьезное внимание должно быть уделено и специальным упражнениям, формирующим у нерусских школьников навыки правильного интонирования, постановки логического ударения.

При этом в IV-V классах ставится задача практического овладения этими навыками, и только в последующие годы обучения учитель начинает постепенное ознакомление школьников с приемами выразительного чтения, соразмеряя сложность учебной задачи и возможности нерусских школьников.

Следует также учесть, что литературное чтение как единый процесс обучения русскому языку не одинаково по своей качественной полноте и сложности на различных этапах обучения. Литературное чтение в азербайджанских школах, постепенно усложняясь от класса к классу, базируется, как и другие учебные предметы, на одном из основных положений методики – от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому.

Процесс усложнения литературного чтения от класса к классу происходит прежде всего путем постепенного введения новых и более сложных форм вспомогательных работ, методов и приемов развития и закрепления навыков устной и письменной русской речи.

Среди основных проблем, возникающих при обучении учащихся-азербайджанцев чтению на русском языке,особое внимание следует уделить художественному тексту как единице обучения чтению, а также системе работ по овладению навыками чтения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>