Введение

Достижения современных научных исследований позволяют охарактеризовать объективные факторы, определяющие специфику изучения русской литературы в азербайджанских школах. Прежде всего это, по выражению С.Н. Юзбашева, «социолингвистические и психологические факторы: двуязычие учащихся национальной школы; своеобразие образного восприятия мира, этических и эстетических представлений того или иного народа (как результат своеобразия его культурно-исторического развития) .Это также фактор психолого-дидактический: одновременное изучение в национальной школе родственных предметов – родного и русского языков, родной и русской литератур, что, безусловно влияет на развитие языковых навыков и умений, на формирование «чувства языка», эстетического чутья, читательского опыта учащихся». Поэтому в национальной школе важное значение приобретает опора на методику сопоставительного анализа и научные данные сравнительного литературоведения.

Методику преподавания русской литературы в русской и национальной школах объединяют близкие по своей сущности цели и задачи. Много общего и в методах преподавания научного предмета.

Однако не менее существенны и специфические особенности преподавания русской литературы в национальной школе. Особое значение в этом случае приобретают , во-первых, учет фактов, затрудняющих восприятие нерусскими учащимися русской литературы (неполное владение русским языком, различия в национальной культуре), во-вторых, учет факторов, способствующих более глубокому и прочному изучению нерусскими учащимися русской литературы (параллельное изучение двух литератур (русской и родной), раздвигающее литературный кругозор школьников, создающее благоприятные условия для их нравственного и эстетического развития; двуязычие (билингвизм), открывающее дополнительные резервы для общего языкового и, шире – гуманитарного развития учащихся).

Чтение является первым этапом ознакомления учащихся с произведением, актом непосредственной встречи читателя с писателем.

Вдумчивое чтение и изучение русской литературы представляет собой многосложный, но единый процесс, в результате которого человек глубже познает закономерности жизни, испытывает эстетическое удовлетворение, переживает духовное обновление и одновременно совершенствует языковую компетенцию. Особенно это существенно для иноязычной аудитории.

Как наиболее действенное и уникальное средство пластического изображения действительности посредством художественных образов литература оказывает благотворное воздействие на эмоциональный мир, формирует эстетический вкус и стимулирует мышление обучаемых. Все это вместе взятое позволяет учащимся-азербайджанцам быстрее войти в естественную языковую обстановку, развить чувство языка, навыки чтения, говорения, делает их речь ярче и выразительнее.

Общие вопросы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев

Проблема обучения чтению на русском языке в национальной школе является одной из самых сложных. Она еще более осложняется тем, что это чтение на втором языке, которым учащиеся средних классов еще не владеют свободно. Разрабатывая методику обучения чтению на русском языке в национальной школе, необходимо это учитывать. С другой стороны, несомненно, что упражнения, формирующие навыки чтения помогают школьникам практически освоить своеобразие русской речи, способствуют расширению словаря учащихся, обогащают речь общеупотребительными речевыми конструкциями.

Перед учителем стоит задача так подготовить ученика, чтобы в процессе чтения вслух он стремился передать свое понимание читаемого, чтобы чтение было творческой деятельностью на русском языке. Эта задача включает в себя также обучение правильному выразительному чтению. При этом не следует отождествлять выразительное чтение с так называемой художественной декламацией, требующей специальных занятий, особой подготовки школьника. Речь идет о выразительности как обязательном условии чтения художественного текста. Такому выразительному чтению учитель должен научить всех своих учеников, включив работу по формированию необходимых навыков в общую систему уроков чтения.

Первое чтение русского художественного текста в средних классах национальной школы, как правило,- выразительное чтение учителя. От этого чтения во многом зависит сила воздействия произведения на умы и сердца учащихся. Перед учителем стоит задача обеспечить полноценное восприятие текста, передать богатство его поэтического содержания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>