Профильная и уровневая дифференциация содержания образования

Задачу учета индивидуальных особенностей школьников, их по­знавательных возможностей, способностей и, таким образом, плани­рования достижения школьниками различных уровней усвоения зна­ний решает уровневая дифференциация содержания образования.

Уровневая дифференциация определяется как «Организация обучения, при котором школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже некоторого заранее заданного уровня обязатель­ных требований» [4, с. 5].

Таким образом, уровневая дифференциация предполагает овладение всеми учащимися уровнем обязательной подготовки, т.е. достижение ими основных планируемых результатов, а также в зависимости от индивидуальных особенностей достижения школьниками различных уровней образования путем применения методов, организационных форм, средств обучения (вариативности темпа изучения материала; дифференциации учебных заданий; выбора различных видов деятельности и т.п.)

Уровневая дифференциация содержания образования обращена на реализацию индивидуального подхода по отношению к ученикам, которых можно условно объединить в отдельные группы.

Эти группы в процессе обучения могут быть сформированы по различным основаниям: способностям, интересам, уровню умственного развития и т.п.

В работе В.И. Слободчикова и Б.И. Исаева под способно­стями понимаются «свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности». Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. «Задатки - это врожденные анатомо-физиологические осо­бенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функ­циональные особенности организма человека, составляющие природ­ную основу развития его способностей» [12]. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, развитие человека - «это и есть развитие способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет развитие человека как таковое» [12].

Способности обнаруживаются в деятельности, а именно, в такой деятельности, которая может осуществляться только при наличии этих способностей.

Уровневая дифференциация содержания образования предлагает учет как общих, так и специальных способностей учащихся.

Общие способности необходимо учитывать потому, что они от­вечают требованиям не одной, а многих видов деятельности. Учет специальных способностей при уровневой дифференциации обучения связан с тем, что эти способности отвечают более узкому кругу тре­бований избранной школьниками учебной деятельности.

При реализации уровневой дифференциации содержания обра­зования важное значение имеют мотивации и интерес.

Под процессом мотивации поведения понимают «совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее», «интерес - это мотив, который дей­ствует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привле­кательности». Если у ученика не сформированы осознан­ная мотивация в приобретении знаний и интерес, то эффективность обучения будет невысокой. Г.И. Щукина [16, с. 24] показывает, что познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, и на более высоком уровне он становится свойст­вом личности [16, с. 6-13].

Таким образом, дифференциация обучения не мыслима без внут­реннего мотивированного отношения учащихся к занятиям, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней резуль­таты, но и сам процесс деятельности.

В настоящее время осуществляется дифференциация содержания образования на всех ступенях полной средней общеобразовательной школы. Разрабатываются общие подходы к решению этой проблемы, создаются методики, учебные программы, направленные на индиви­дуализацию обучения, учет склонностей, интересов, способностей школьников.

В решении проблемы уровневой дифференциации играют значи­тельную роль внедряемые ныне в школу образовательные стандарты, которые, с одной стороны, обеспечивают доступность образования каждому ученику; с другой стороны, создаются условия для полного раскрытия личных возможностей и способностей учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>