Профильная и уровневая дифференциация содержания образования

Принято различать два основных типа дифференциации содержания обучения: профильную и уровневую.

Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками профиля обучения исходя из познавательных интере­сов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессио­нальных намерений. Она обращена на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся и предусматривает объединение учащихся в относительно стабильные "группы, где идет обучение по особым программам, различающимся содержа­нием, требованиями к знаниям и умениям школьников.

Процесс обучения в группах протекает по-разному: отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или иных методов обучения, их формы и приемы и т.п.

Основным приемом профильной дифференциации содержания образования являются предметы базисного учебного плана средней школы, т.е. «предметные» подходы к дифференциации. Выделяются три группы профилей: физико-математические, естественно-научные, гуманитарные.

В отдельных случаях профильная дифференциация содержания об­разования осуществляется по другому критерию с учетом интереса уча­щихся по тому или иному виду деятельности: живописи, музыке и т.п.

Профильная дифференциация содержания образования по пред­метным областям получила в настоящее время широкое распростра­нение в школьной практике и выражается в специальной структуре школьного образования в виде профилированных школ, классов (гу­манитарных, естественнонаучных, физико-математических и др.). Создаются классы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи, колледжи и авторские школы.

Профильная дифференциация содержания образования направ­лена на подготовку учащихся к продолжению образования в избран­ной специализации, будущей профессиональной деятельности.

Тем не менее, реализация лишь профильной дифференциации образования не может быть средством решения проблем, связанных с развитием учеников. Так, в некоторых школах ученика определяют в тот или иной профильный класс по способностям и неспособностям на основе вступительной контрольной работы, тестирования и т.п. Однако известны случаи раннего проявления способностей и быстро­го их затухания, или, наоборот, ученики, не проявляющие ярких способностей с возрастом как бы обретают их. Тогда принадлежность ученика к той или иной группе может быть поставлена под сомнение. Недостаточно обоснован также вопрос о соотношении «профильных» и "непрофильных" дисциплин, изучаемых в профильных классах. Нередко углубление "профильного" предмета приводит к недооценке «непрофильных» дисциплин, и учащиеся получают углубленные зна­ния по "профильным" учебным предметам за счет поверхностного изучения «непрофильных» предметов. Это оборачивается узостью интересов, снижающей возможность проявления личности в различных сферах.

Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем. В результате проведения исследований по проблеме взаимосвязи обучения и развития в школьной практике получает признание развивающее обучение. Еще Л.С. Выготский, опи­раясь на генетический закон развития высших психических функций человека, обосновал возможность и целесообразность обучения, ори­ентированного на развитие ученика. Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Он выделял два условия в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества •личности и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых. Иначе: зона ближайшего развития -большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок уме­ет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в со­трудничестве. Для развития чрезвычайно эффективно постоянно пре­одолевать грань между сферой актуального развития и зоной бли­жайшего развития (короче: учиться должно быть немного трудно, но посильно) [4].

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>