Лонгитюдный характер исследования (школьники обследовались в течение трех лет) позволил выявить следующие закономерности:

- в связи с повышенной нагрузкой, которой подвергаются дети из классов РО, у них, по сравнению с классами ТО повышен уровень утомляемости и вытекающее из этого снижение сопротивляемости организма к болезням, поэтому наблюдается более высокий уровень заболеваемости,

- в то же самое время в группах ЭГ те же показатели ниже, чем в ТО.

Анализируя эти результаты, можно сделать следующие выводы:

- никогда нельзя забывать о принципе посильности обучения, вытекающего из принципа природосообразности,

- высокие нагрузки, накладываемые программой, должны быть уравновешены соответствующими комплексами укрепляющих упражнений.

Вообще физическое воспитание очень важный элемент в борьбе с бичом цивилизации: малоподвижностью, порождающей целый комплекс здравоохранных проблем.

Но не только на формирование высокой физической культуры должно быть направлено педагогическое воздействие, ориентированное на воспитание здорового человека. Физическая культура – это только часть здорового образа жизни, конечно, значимая, но не являющаяся всеобъемлющей, а ведь именно здоровый образ жизни является решающим фактором, влияющим на здоровье. Обратимся к статистике.

Диаграмма. Факторы, определяющие соматическое здоровье. (По Ю. Лисицыну, 1995)

Как видно из рисунка определяющим в сохранении здоровья является соответствующий стиль жизни. Роль педагога и всего педагогического процесса в целом в формировании такого образа жизни огромно или, по крайней мере, должно быть таким. Это влияние складывается из множества педагогических факторов.

В литературе можно найти конкретные методики формирования у детей потребности вести здоровый образ жизни. Одной из таких методик применительно к младшим школьникам является, например, урок здоровья, на котором дети получают в доступной форме начальные знания о физиологии и гигиене.

В более старшем возрасте одним из приоритетных направлений валеологичекой педагогики становится антинаркотическое воспитание, причем, слово "наркотики" употребляется в более широком смысле, включающем и алкоголь, и табак. В этой связи хотелось бы отметить, что на современном этапе педагоги не контролируют и не предупреждают развитие отрицательных тенденций, а лишь отслеживают и ищут решение для многочисленных и уже во многом запущенных ее последствий. Одной из задач ранней профилактики должно являться обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья, а не информирование о негативных последствиях. необходим переход к психолого-педагогическим технологиям формирования активной психологической защиты.

Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Воспитание здорового подрастающего поколения должно являться одним из китов, на котором должна строиться вся педагогическая работа. Но каким образом эта задача должна реализовываться?

В реализации этой задачи может быть множество подходов. Интересно мнение Поля Брэгга, известного физиотерапевта, автора концепции о гармонии человека и природы, выдвинувшего десять заповедей здоровья, о которых следует помнить при организации педагогического процесса:

- почитай свое тело как высочайшее проявление жизни;

- воздерживайся от любой ненатуральной пищи и возбуждающих напитков;

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>