Возможности учебников  по литературному чтению для осуществления работы над выразительным чтением лирическими стихотворениями.

Для того, чтобы исследовать современное состояние изучения лирики в начальной школе, нами были проанализированы учебники "Литературное чтение" (авт. Чуракова), "Родная речь" (авт. В.Г Горецкий и др.). Было выявлено количество лирических стихотворений, имеющихся в данных учебниках. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество лирических стихотворений в учебниках для чтения

 

«Литературное чтение»

«Родная речь»

1класс

 

30

2класс

48

70

3класс

50

63

4 класс

49

59

Всего

147

212

Как видно из таблицы 1, количество лирических стихотворений достаточно большое (359 стихотворений), при этом учебник "Родная речь" содержит их больше. Разница в 65 стихов говорит о том, что в количественном соотношении выигрывает второй учебник, который дает больше возможности работать над лирическими стихотворениями.

В учебниках по литературному чтению представлены все виды лирики: медитативная, медитативно - изобразительная и собственно изобразительная. Но в начальной школе чаще других видов встречается собственно изобразительная лирика, как правило, пейзажная, которая более понятна учащимся начальной школы.

Анализ школьных учебников показал, что на современном этапе, лирические стихотворения занимают важное место на уроках чтения и отобранный материал создает условия для организации работы над выразительным чтением лирических стихотворений.

Но авторы обоих учебников не включают вопросы и задания, которые способствовали бы выразительному чтению лирических стихотворений.

В учебниках Горецкого совершенно отсутствуют вопросы и задания после текста стихотворений. Поэтому тем учителям, которые работают по этому учебнику, приходится самостоятельно продумывать все вопросы для работы над стихотворением, в том числе и над выразительным чтением.

В учебниках Чураковой предлагаются вопросы и задания по анализу стихотворения, но работа над выразительностью чтения тоже отсутствует.

Вот некоторые из заданий:

Стихотворение Валентина Берестова «Сиротская зима».

- Перечитай первую строфу: о чем же тоскует лирический герой?

- Почему зиму в Ташкенте поэт называет сиротской?

- Какое двойственное чувство вызывает у лирического героя эта зима в южном городе?

Стихотворение Николая Заболоцкого «Весна в лесу».

- Тебе понравилось это стихотворение? Какой из его образов ты представляешь лучше всего?

- Как лирический герой воспринимает природу весной?

- Правильно ли будет сказать, что в разных частях стихотворения поэт создает два разных образа весенней природы? Так что же такое весенняя природа для лирического героя?

В обоих учебниках представлено большое количество многообразных лирических стихотворений и это создает хорошую базу для работы над ними. Но отсутствие заданий в учебниках, помогающих выразительно читать лирические стихотворения, является большим недостатком. Работая по данным учебникам, учителю необходимо самостоятельно продумывать работу над выразительным чтением лирических стихотворений.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>