Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение

Правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части (куска).

В каждом предложении необходимо найти слово, на которое па­дает логическое ударение.

Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова» . За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Приведем некоторые из них:

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

Например: Сегодня морозный день.

Благодарю вас. Вы извините меня,

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленый. Мне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

Например: Это приказ командира. При перестановке слов так же: (Это командира приказ.)

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением.

Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай.

На полянке появился танк, за ним второй, третий, чет­вертый .

7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого- либо из действующих, лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.

Например: — Да хорошо, по-моему, — сквозь зубы процедил Федор.

Механически применять эти или другие правила постановки ло­гических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также за­дачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.

Не рекомендуется, и «злоупотреблять» логическими ударениями.

Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда пере­грузка эта является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к подчеркиванию .— первый шаг к распространению ударения на то, что ударения не требует; это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «зна­чительным», где больше нет важного, потому что все важно, где все имеет значение, и потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вме­сте с тем — понять нельзя, ибо, когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее» .

Надо научиться, не только ставить ударения, но и снимать их или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы,— это затуше­вывание не должно означать торопливого и неясного произношения всей фразы. «Суетливость тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и выдержка» (10; 35). Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.

Итак, интонационные умения в основном формируются путем подражания учителю или мастерам художественного слова, записанных на пластинки, т.к. этим умения очень сложно научить, это физиологические процессы, которые можно лишь корректировать и направлять в нужное русло.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>