Анализ результатов опытно-эксперементальной работы.

Цель:

анализ эффективности разработанной модели развития самостоятельности учащихся в процессе проведения практических занятий по географии.

Задачи:

Выявить уровень развития самостоятельности учащихся после завершения формирующего этапа эксперимента.

Сравнить полученные данные с данными констатирующего этапа эксперимента.

Сделать выводы об эффективности модели развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии.

После окончания формирующего этапа, используя аналогичные методики, что и на констатирующем этапе (беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся), нами была проанализирована динамика изменения уровня развития самостоятельности учащихся.

Если на начальном этапе эксперимента у многих школьников возникали трудности при выполнении заданий, требовалась помощь преподавателя (подробный инструктаж, подробное объяснение заданий), то постепенно все меньше вопросов возникало при выполнении практической работы, затруднения преодолевались самостоятельно, от преподавателя требовались лишь некоторые указания-пояснения.

Наибольшие затруднения вызывали

1)задания, основанные на работе с контурной картой;

2)задания, требующие построения таблиц;

3)задание на построение половозрастной пирамиды.

Затруднения были связаны с невнимательным прочтением указаний к заданиям, с недопониманием теоретического материала. В этих случаях преподаватель пытался подвести учащихся к осознанию своих ошибок путем тщательного анализа хода выполнения заданий.

Следует отметить, что данные о затруднениях помогли нам выявить некоторые недостатки разработанной практической работы. Так возникающие у учеников трудности побудили нас добавить в методическое описание поясняющие рисунки, позволили определить задания, которые выполняются с хорошей точностью и, наоборот, требуют доработки и особой аккуратности.

Необходимо отметить, что ученики с большим интересом выполняли практические работы. Они старались понять суть самих заданий, найти ответы на вопросы, решить предложенные задачи. Учащиеся терпеливо проводили достаточно большое количество измерений с целью получить более точный результат и уменьшить вероятность промахов.

При подведении итогов нами было отмечено позитивное влияние практических занятий на развитие положительной мотивации, способствующее повышению интереса не только к выполняемой работе, но и к самостоятельной работе по географии и к географии в целом. Большинство учащихся проявляли высокую активность не только на самом занятии, но и при подготовке к нему. При выполнении заданий отмечалось стремление добиться своей цели, сосредоточенность.

Нами было проведено изучение впечатлений школьников о выполнении практической работы «Плотность населения, расселение и урбанизация». Приведем некоторые высказывания:

«Практическая работа «Плотность населения, расселение и урбанизация» показалась мне весьма интересной. Ее выполнение действительно позволяет убедиться в правильности географических определений».

«Несмотря на то, что решение задач перед выполнением практической работы вызвало у меня трудности, саму работу я выполняла с удовольствием. Её выполнение помогло мне глубже понять теоретический материал».

Анализ впечатлений учеников о проделанной работе позволил установить, что большинство учащихся позитивно оценили как саму практическую работу, так и отметили приобретение знаний, умений и навыков. Некоторыми учащимися была отмечена аккуратность выполнения заданий, необходимость волевых усилий. Подобные доводы дают основания полагать, что предложенная модель развития самостоятельности на практических занятиях по географии является достаточно эффективной. Проведенное исследование показывает, что учащиеся в процессе проведения практических занятий по географии приобрели навыки аккуратного выполнения заданий, совершенствовали знания, умения и навыки (среди умений следует выделить общеучебные, общелогические, специальные, коммуникативные). Кроме того, повысилась мотивация учащихся к выполнению самостоятельной работы. Если на констатирующем этапе у школьников присутствовали преимущественно ситуативные мотивы, то на формирующем – более устойчивые.

Результаты беседы с учащимися показали также, что некоторые из них обращались к справочникам, учебным пособиям, чтобы самостоятельно решить задания, ответить на вопросы, объяснить возможное расхождение полученных результатов. Все это говорит о стремлении учащихся действовать самостоятельно.

В ходе беседы с преподавателем было выяснено, что полученные и приобретенные на практическом занятии знания и умения помогли ученикам экспериментальной группы успешно написать контрольную работу по географии. Как было замечено, учащиеся, которые выполняли все работы по географии, имели больший успех и при решении задач на практическом занятии, и на контрольной. Была отмечена их повышенная активность.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>