Значение практических методов обучения географии  в формировании самостоятельности учащихся.

Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта дея­тельность проявляется в использовании источников позна­ния, логических приемов, видов познавательной самодеятель­ности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем. Такой многоаспектный подход к определению методов обучения особое внимание обращает на формирование у школь­ников общих умений и навыков учебной деятельности, делает их активными участниками учебного процесса, заинтересованных в результатах учебного познания.

Школьный учебный предмет "география" тесно связан с гео­графической наукой по структуре, содержанию и методам. Из­вестно, что результаты научных географических исследований отражены в описаниях и характеристиках объектов и явлений, отдельных территорий, в формулировках научных понятий, принципов, закономерностей, в схемах и зарисовках, в моделях (карты, профили, статистические показатели и т.д.), а также в характеристиках методов, применяемых в научных исследо­ваниях.

Таким образом, содержание школьной географии предопре­деляет источники знаний и деятельность учащихся с ними под руководством учителя и самостоятельно по его заданию. Пред­мет изучения географии (за некоторым исключением, напри­мер, образцы минералов и горных пород) нельзя принести в класс, его заменяют средства обучения, многочисленные учеб­ные пособия.

Следовательно, методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так как невозможно предста­вить себе изучение основ географии вне деятельности с источ­никами географической информации. Специфика содержания географии, состав знаний, умений и навыков (например, овла­дение картографическим языком как языком международного общения) задают методы обучения именно по источникам знаний. Именно эти методы помогают обеспечить отражение в сознании школьников многообразия географических объектов и явлений, помогают усвоить способы приобретения новых зна­ний и умений.

В данной работе мы рассмотрим только практические методы обучения.

Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые пред­ставлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т.д.). Общеизвестно, что многие географические сведения отражены в моделях, которые широко используются в дальнейшем познании географических объектов и явлений для установления закономерностей их развития, для выявления принципов, для создания гипотез и теорий. В учебном процессе, как и в географической науке, ис­пользуется сама географическая действительность и ее модели в виде специально разработанных учебных пособий. На уроках географии и сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>