Понятие “самостоятельная работа” и её функции.

Некоторые вопросы самостоятельной работы нашли отражение в современных исследованиях и пособиях по дидактике.

Дидактические вопросы самостоятельной работы школьников отражены в книге известного советского педагога Б.П.Есипова «Самостоятельная работа уча­щихся на уроках».

В книге освещаются вопросы о значении самостоя­тельной работы, о формах и видах самостоятельной ра­боты при объяснении учебного материала, о самостоя­тельной работе с целью формирования умений и навы­ков, о самостоятельной работе в процессе повторения и обобщения знаний, вопрос об организации самостоятельной работы и руководстве ею учителем.

Автор подчеркивает, что активная самостоятельная работа учащихся необходима на всех этапах обучения, а эффективность ее обусловлена активной мыслитель­ной деятельностью учащихся.

Вопросы самостоятельной работы рассматриваются в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся в опыте школ Татарии». Автор указывает на важность координации изложения материала учителем и само­стоятельной работы учащихся. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепенным наращи­ванием степени трудности в самостоятельной работе учащихся. Автор рекомендует такую систему этой рабо­ты:

1) сначала учащиеся излагают уже изученный мате­риал;

2) затем учащимся предлагается ответить на вопро­сы;

3) после этого учащиеся учатся обобщать изученное.

Проблема активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы учащихся освещается в статье М. А. Данилова «Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения».

Автор подчеркивает, что цель самостоятельной ра­боты — развитие мыслительных способностей учащихся. Важную роль в этом играет обучение учащихся навыкам такой работы.

Вопросы самостоятельной учебной работы рассмат­риваются в статье Т. С. Панфиловой «Самостоятельная работа учащихся в процессе овладения знаниями». Автор подчеркивает, что самостоятельная работа необ­ходима на всех этапах обучения. Научить детей учить­ся, добывать знания, формулировать нужные выводы — вот главная задача самостоятельной работы в школе.

Аналогичные положения содержит статья А. Ф. Со­ловьевой «Самостоятельная работа учащихся с учебни­ком на уроке».

В статье даются образцы таких заданий для само­стоятельной работы с учебником, как чтение учебника (параграфа), ответы на вопросы, составление плана параграфа, формулирование вывода из параграфа и др.

Таковы соображения авторов названных работ по дидактическим вопросам самостоятельной работы. Эти соображения являются педагогической основой, на кото­рую следует опираться и при решении вопросов само­стоятельной работы по конкретным учебным предме­там.

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>