Анализ понятия «самостоятельность».

Основы методики обучения, развивающей самостоятельность учащихся, заложил Я.А. Коменский. «У своих учеников, - отмечал он, - я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике» [18, 207].

На рубеже XVIII-XIX вв. большую роль в развитии теории самостоятельной работы сыграли взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега, углубляющие мысль о самостоятельности учащихся как средстве активизации обучения. И.Г. Песталоцци разработал такую методику обучения, в которой большое значение придавал эвристическим наблюдениям, способствующим развитию самостоятельности учения школьников. Роль самостоятельности учения в активном усвоении учащимися знаний, формировании умений и навыков и развитии познавательных интересов детей высоко оценивал А. Дистервег. Он считал, что детская самостоятельность в процессе обучения является одним из важнейших средств развития умственных способностей: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».

Не случайно в трудах многих русских ученых XIX в. развитию самостоятельности учения, познавательной самостоятельности и самостоятельности мышления отводилось одно из ведущих мест в общей системе воспитания человека.

В XIX в. в России проблему самостоятельности как одного из важнейших условий обучения и воспитания рассматривали демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев.

Особенно хорошо понимал воспитательную и дидактическую ценность самостоятельности учащихся в обучении А.И. Герцен. Он считал необходимым возбуждать у них интерес к знаниям, любознательность, способность и готовность к самообразованию. «Истины, установленные наукой, - подчеркивал А.И. Герцен, - не становятся сами по себе достоянием развивающегося ума ученика. Для их побуждения требуется упорная самостоятельная умственная работа. Разумная система воспитания должна предоставлять ученику возможность самодеятельности».

Н.Г. Чернышевский высказывался о важности опоры на самостоятельность учения и познавательную самостоятельность в учебном процессе. «Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, - утверждал он, - они должны приобретать образование самостоятельными знаниями»[47, 255].

В дело разработки методики обучения, активизирующей самостоятельность детей, немало ценного и существенного внес К.Д. Ушинский. Основываясь на закономерностях мышления детей, он пришел к убеждению, что обучение должно обязательно предусматривать труд школьников по усвоению знаний, так как «Самостоятельность мысли … вытекает из самостоятельно … приобретенных знаний». Дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал»[43, 256].

В.П. Вахтеров руководствовался в своей практике организацией самостоятельной работы учащихся как важнейшим принципом обучения. «Этот общий принцип требует, - указывает он, - чтобы дети сами принимали участие во всех опытах, а не только смотрели, как производит их учитель».

В послереволюционную эпоху большая часть советских педагогов, проводившая реформу школы, видела школу, создающей благоприятные условия для развития инициативы и самостоятельности учеников в познавательной и практической деятельности.

Ценнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная теория воспитания коллектива как основного компонента в концепции развития самостоятельности личности (А.С. Макаренко).

В настоящее время существует немало работ, раскрывающих самостоятельность в учебной деятельности: П.И. Пидкасистого, О.А. Нильсона, Р.И. Иванова, Б.П. Есипова, З.Ф. Пономаревой, Л.В. Жаровой, Т.М. Пономаревой. Ими рассмотрены характеристики, основные составляющие, уровни самостоятельности учения школьников; самостоятельность как качество личности, формирующееся в процессе использования самостоятельной работы, виды самостоятельной работы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>