Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции

Термин контроль происходит с французского и означает – «проверка, а также наблюдение с целью проверки». В русском языке это слово употребляется, по крайней мере, с начала XVIII века.

Контроль — это одновременно и объект теоретических иссле­дований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью контроля можно выявить достоинства и недостатки новых мето­дов обучения, установить взаимосвязь между планируемыми, реа­лизуемыми и достигнутыми уровнями образования, сравнить ра­боту различных преподавателей, оценить достижения ученика и выявить пробелы в его знаниях, дать руководителю учебного заве­дения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач[1].

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

в) Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося [2].

Понятие «педагогический контроль» применительно к учеб­ному процессу имеет несколько толкований. С одной стороны, пе­дагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности. Эта взаимо­связанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к повседневному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности учащихся [3].

По установившейся традиции в учебном процессе слову «оцен­ка» придается оттенок, сводящий его к некоторому результату. Од­нако в данном контексте оно используется в несколько непривыч­ном смысле, поскольку имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки. Такая ситуация ти­пична для многих отглагольных существительных, например, сло­во «образование» обозначает одновременно процесс и результат процесса [4].

Педагогические оценки нередко ошибочно отождествляют с отметками, которые служат для установления численных аналогов оценочных суждений. Например, по установившейся в нашей стра­не традиции удовлетворительные знания оцениваются «тройкой», отличные – «пятеркой». На самом деле эти баллы не имеют четкого педагогического смысла и не дают количественной характерис­тики ответа учащегося. Они не лишены субъективизма в том случае, когда контроль проводится традиционными методами, поскольку при их выставлении преподаватель сравнивает все достижения учащихся со своими мерками.

Действительно, несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки уровень требований различных преподавателей совершен­но индивидуален. У каждого имеется свое понимание принципов требовательности и справедливости, свои критерии качества зна­ний. На оценку преподавателя влияют и предыдущий процесс об­щения с учащимся, и его личностные установки по отношению к оцениваемому ученику. Определенное внушающее воздействие оказывают внешний вид контролируемого и приобретенное им уме­ние ясно излагать свои мысли, а также ряд других факторов, услов­но называемых «эмоциональной составляющей».

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>