Проблема формирования индивидуальности учителя

Исследования психологов показали, что наиболее благоприятным для успешной учебной деятельности сочетанием мотивов является такое, в котором преобладают состязательный и познавательный мотивы с одновременно высоким уровнем мобилизации усилий (ученые назвали это сочетание ведущим мотивационным комплексом). В то же время, согласно результатам других специальных исследований (Н.А. Бакшаева), специфичным для студентов и обеспечивающим успешность их учебной деятельности сочетанием мотивов является такое, которое включает взаимосвязь, единство познавательных и профессиональных мотивов. В процессе обучения, предусматривающем социальные проблемные ситуации, требующие от учителя для своего разрешения продуктивного мышления, обмена результатами труда, согласования интересов, взаимодействия и общения, познавательные мотивы ведут к появлению профессиональных мотивов. Причем единство названных мотивов постепенно обеспечивает перестройку мотивационной сферы таким образом, что придает устойчивость положительным мотивационным состояниям. Полученные данные указывают на то, что формирование и развитие индивидуальности учителя должно быть направлено на перестройку мотивационной сферы с тем, чтобы в ней образовался ведущий мотивационный комплекс, объединяющий наиболее значимые для учебной деятельности учителя мотивы достижения, познавательные, профессиональные.

Интеллектуальная сфера студентов благодаря высоким требованиям испытывает в условиях учебно-познавательной деятельности значительно большие нагрузки, чем старших школьников. В связи с этим от учителя требуется хорошо развитый комплекс познавательных способностей - целеполагание, анализ учебной задачи, выбор способа решения и др. Разумеется, не всякий студент обладает такими способностями. Специальные исследования психологов (Н.М. Пейсахов и др.) определили многообразие интеллектуальной деятельности студентов, в которой выделяется такой характерный признак, как интеллектуальная инициативность. В зависимости от наличия познавательной потребности и способностей учителя его познавательная деятельность протекает на том или ином уровне интеллектуальной активности.

В теории педагогики и психологии предпринята попытка использовать для характеристики интеллектуальной сферы учителя понятие "обучаемость", которое включает, как известно, комплекс качеств: гибкость, самостоятельность, оперативность, мобильность и др. Для будущего педагога как представителя гуманитарной профессии кроме довольно высокой обучаемости необходимо обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, означающим владение языком, богатый словарный запас, умение точно соотносить конкретные и абстрактные понятия, наличие высокоразвитого абстрактного мышления.

Сфера саморегуляции учителя изучена значительно слабее, чем, например, мотивационная, интеллектуальная. Тем не менее отдельные данные, полученные учеными, дают некоторое представление об особенностях проявления этой сферы в учебной деятельности. Так, на основе трех выделенных индивидуально-типических стилей саморегуляции (автономного, оперативного и устойчивого) были установлены стилевые особенности саморегуляции у студентов с различной акцентуацией характера в ситуациях учебной подготовки. При этом характеристика каждого стиля включала описание "сильной" стороны - высокоразвитых регуляторных особенностей, благоприятствующих успеху обучения, "слабой" стороны - недостаточно развитых особенностей, а также компенсаторные возможности "слабой" стороны за счет "сильной". Ниже в таблице кратко представлены такие характеристики.

Таблица 1 — Характеристика особенностей стилей саморегуляции

Стиль саморегуляции

"Сильная" сторона

"Слабая" сторона

Компенсация

Оперативный (1) Оперативный (2)

Процессы моделирования Программирование; высокая степень детализации программ поведения и учебных действий, гибкость их перестройки;

Планирование и программирование; низкая осознанность и устойчивость учебных целей Планирование и моделирование

Быстрота включения в учебную ситуацию и легкость ориентации в ней; легкость приспособления к требованиям преподавателя и условиям ситуации. Недостаточная осознанность и устойчивость учебных целей компенсируется легкостью включения в учебную деятельность

 

Автоном-ный (1) Автоном-ный (2)

Высокая развитость планирования Оценка результатов

Недостаточность процессов моделирования и оценки результатов; ориентации в учебной ситуации Планирование

Учебные ситуации заранее планируются и продумываются Постоянный контроль и коррекция

 

Устойчивый

Высокая развитость процессов планирования и оценки результатов

Моделирование

Постоянный контроль и коррекция учебной деятельности

 
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>