Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад свой вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию

тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.

К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда[10, с.37], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации

, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания.

Н.Е. Миллер

[2, с.13] выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:

1) силой побуждения к агрессии;

2) силой факторов, тормозящих данное поведение;

3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Л. Берковец

считал [6, с.37], что фрустрация вызывает гнев, который создаёт готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы.

Теория социального научения агрессии А. Бандура

[4, с.39], постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения

. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций.

По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: [2, с.15]

· Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).

· Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).

· Вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение).

· Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).

· Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).

· Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведениясчитаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.

Агрессия может быть направлена на: [4, с.16]

· окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)

· близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)

· животных (птиц, кошек, насекомых)

· себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)

· внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)

· символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия) [3].

Наиболее распространёнными целями

агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:

· причинение боли жертве, её страдания;

· месть за перенесенное страдание;

· причинение ущерба;

· доминирование, власть над другим человеком;

· получение материальных благ;

· аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

· самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);

· защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;

· отстаивание автономии и свободы;

· завоевание авторитета в группе сверстников;

· удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

· привлечение внимания.

Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрациейпонимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели[34,с.682]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>