Подростковый возраст – "период бур и страстей"

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения

. При неадекватной самооценке и самоутверждения может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение. Самоутверждение может осуществляться и на фоне стремления к взрослости (использование атрибутов "взрослой жизни": употребление спиртных напитков, сексуальные связи).

Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т. е. без самовоспитания.

Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки могут неосознанно создавать свою программу самовоспитания, опирающуюся на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обобщенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к реальной действительности. И если идеал имеет положительную направленность, то подросток будет формировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность в себе, положительные нравственные качества. Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у подростка есть желание воспитывать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды.

В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют друзья, сверстники, их мнение и оценки, которые проявляются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении

является одной из ведущих, проявляющих в подростковом возрасте. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, ценностями.

Наряду с общением в процесс социализации у подростков главным видом деятельности остается учеба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности

, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. Интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других – охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих – проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствуют формированию этого понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным предметам или к школе вообще. Все это ведет к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях.

Семья как одна из причин отклоняющегося поведения подростка

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он определяется структурой семьи, общим образовательным и культурным уровнем родителей, социально-бытовыми условиями жизни семьи, психологическим микроклиматом, распределением функциональных обязанностей между членами семьи, трудовыми и семейными обязанностями, организацией свободного времени и др.), формирует личность ребенка.

Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны стремятся к общению с взрослыми, в том числе с родителями, а с другой – у них наблюдается снижение интереса к семейному общению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>