Кризис трех лет

Кризис трех лет один их первых отчетливо наблюдаемых. Первым симптом этого кризиса является негативизм ребенка, т. е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все сделать сам. Ряд других симптомов являются второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова, называть ругательными словами своих любимых мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семьях с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семье с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но во всех этих симптомах есть и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я-сам, проявление самостоятельности.

Сознание ребенка совершает большой скачок, т. е. он становиться обладателем самосознания. Это и есть результат кризиса. Его самосознание становится его социальной сутью. Он ищет пределы допустимого во взрослом мире и те ограничения, которыми пользуются взрослые. Таким образом, он утверждает свою ценность, родители должны не только видеть ребенка, но и понимать, что он хочет и что ему нужно. Они должны помочь ему сформировать верную оценку самого себя.

Процесс дальнейшего развития ребенка связан с его вхождением в общество. В мир человеческих связей и отношений, поэтому задача близких помочь найти то соотношение, которое существует в мире взрослых и понять отношения с другими людьми. Поэтому признаку дети делятся на адекватных и неадекватных. Адекватные дети – я через других людей; их самооценка совпадает с оценками взрослых. Но эти дети часто отличаются крайней неуверенностью в себе, боязни собственного мнения, потому что основа их поведения – ориентация на взрослых и повышенная восприимчивость к их мнению. Развиваются тревожно мнительные черты, боязнь наказания осогубляет эти чувства. Неадекватные дети – другие через "Я", их самооценка резко расходится с мнениями взрослых, непредсказуемость действий и поступков. У них много конфликтов со сверстниками и с взрослыми. Основа их поведения – ориентация на свою самооценку; собственное эмоциональное "Я".

Надо найти золотую середину и научить этому ребенка, т. к. в этом проявляется становление целостного "Я" взрослого человека. Существуют двуединый путь, который гарантирует становление целостного "Я": эмоциональное "Я" должно быть понято через реальное включение ребенка в мир социальных отношений взрослых, а социальное "Я" через образное эмоциональное включение взрослого мира в мир самого ребенка. Достигается это через игру, книгу и труд.

Кризис трех лет – это кризис социальных отношений ребенка с взрослыми, свидетельство того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношения к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>