«Великая дидактика» Я.А.Каменского

Обстоятельства сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полном мере, осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система Я.А.Каменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.

Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации органически связана с гуманистической традицией западной культуры. Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опыты развития европейской философии, науки, искусства, религии, педагогика, в свою очередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче от поколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном сознании.

Гуманистическая педагогика целенаправленно служила утверждению «человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Она сыграла свою историческую роль в признании европейским человечеством в качестве высших духовных ценностей самоценности человеческой личности, права человека на свободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценности Истины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы, вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистической морали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе европейского культурного развития (от средневековья до конца ХХ в) происходил на базе антропологических концепций (принцип природосообразнсоти), на основе познания природы воспитания как явления культуры (принцип культуросообразности) и как целенаправленного саморазвития человека (выявлялись условия, возможности, средства педагогической поддержки и помощи воспитаннику в его духовно-нравственном, личностном становлении и развитии). В том, что именно в гуманизации воспитания и образования высший смысл и назначение педагогической науки, убеждает классическая педагогика, педагогические системы ее корифеев Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.

ХХ век продолжил и развил в новых социальных и культурно-исторических условиях гуманистические идеи педагогов-просветителей, умножил их имена. Педагоги-гуманисты ХХ века стремились противостоять обострению социальных противоречий, дефициту гуманности и духовности, нараставшему во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательной сфере.

Философия и история образования, обращение к многовековому духовному опыту педагогов гуманистов помогает всесторонне обьяснить и верно оценить бытующие в современном общественном и педагогическом сознания проявления бездуховности и прагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и реакционного консерватизма, сознательно и убежденно противостоять им, целенаправленно утверждать в своей педагогической деятельности гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>