Технология развития познавательной активности средствами интеллектуальной игры

2.1. Особенности организации интеллектуальной игры

Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения интеллектуальных игр в педагогической практике их анализа на основе деятельностно - личностного еще не проводилось. Поэтому, мы считаем уместным начать с их психологического определения.

«Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)».[32]

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Чаще всего педагоги выделяют следующие требования к активизирующим задачам: сочетание посильности и определенной трудности – постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом учащихся. К этим принципам, нами были добавлены моменты, облегчающие подросткам понимание заданий, учитывая их отставание в степени сформированности теоретического мышления - использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа; разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания, применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.[33]

Участие в интеллектуальных играх требуют от школьников развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из обязательных их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования.

Кроме групповых занятий «на уроках необходимо применять, на всех этапах и индивидуальную работу. Она не обязательно означает работу по типу консультирования – просто каждый школьник наряду с групповыми заданиями получает и свои личные, рассчитанные именно на его индивидуальные особенности. Формулирование этих задач, возможно, только после того, как у учащегося возникает потребность во внутренних изменениях, и он сам обращается к учителю за помощью. Надо отметить, что для многих учеников такое действие само по себе является серьезнейшим нравственным поступком, поскольку фактически означает отказ от образа взрослого как врага или противника».[34]

Одной из важных проблем коррекционной работы со школьниками, является введение групповых правил, необходимых для успешной коррекции. Это связано с тем, что введение правил неизбежно порождает у подростков активные защитные реакции, преодоление которых весьма затрудняет коррекционно-развивающую деятельность. Опора на интеллектуальные игры практически полностью снимают эти проблемы. Это происходит потому, что в нашей практике нормы и правила, очевидно заданы как начальное исходное условие игры. Что же касается правил взаимоотношений, то на первом этапе оказывается достаточным опереться на правила и ритуалы, существующие в референтной группе подростка.

Наконец, еще одним обязательным условием является недерективное введение инструкций. Более того, педагог прямо требует от подростка самостоятельности. «Именно осознание собственной ответственности за свои действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении даже эмоционально-трудных для себя действий. Особенно это важно для «трудных» подростков».[35] Трудновоспитуемые рассматривают самовоспитание как процесс, оторванный от общественного воспитания, и потому положительно оценивают его. В этом проявляется их стремление к автономному социальному миру, к действиям, не ограниченным требованиям общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>