Так ли это необходимо ?

Наше общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в струк­туре и областях деятельности. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информацион­ному. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Это означает, что огромное число людей все чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

Компьютерные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной гра­мотности учителя, ищущие пути адаптации школы к сов­ременному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся прихо­дят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и при­обретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

Но следует ли детям использовать компьютеры в школе или, скажем более конкретно, на уроках не информатики, а физики?

Многие педагоги отвечают на этот вопрос утвердительно. У некоторых имеются возражения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к ком­пьютерному веку необходима. Единого же мнения о том, в чём она должна состоять, не существует. Часть людей убеждены в том, что компьютер предоставляет новые воз­можности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освобо­диться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, даёт возможность решать более интересные и слож­ные проблемы по предмету. У меня, как у учителя физики, нет сомнения в том, что тема компьютеризации учебно-преподавательской деятельности в современной школе является актуальной

, отвечающей всем тем изменениям в обществе, о которых сказано выше.

При переходе к третьему тысячелетию всё стремительнее стал бег времени. Особенно остро ощущают это люди старшего поколения: они имеют возможность сопоставить космические скорости сегодняшних перемен с неторопливым развитием событий минувших дней. Ещё в середине XX столетия из окон поезда дальнего следования можно было видеть вереницы бегущих вдоль дороги детей, приветствующих загадочную для них машину. Но уже в конце 50-х годов с тем же тайным восторгом и замиранием сердца и мальчишки, и взрослые отыскивали на ночном небе первый советский спутник. Очевидно, что для нашего времени таким "паровозом" или "спутником" стала микроэлектроника, всё глубже пронизывая новые и новые области жизни: она обеспечивает безупречное следование программе космического корабля, "оживляет" тысячи механизмов, позволяет создавать безлюдные технологии, она самым решительным образом изменила содержание труда для многих тысяч людей, она протягивает нам руку помощи в службе быта, транспорте, магазине, поликлинике, переговорном пункте и на почте, в развлечениях, играх, спорте…

Сегодня в школах возникает необычная педагогическая ситуация, когда школьник владеет навыками программирования и работы пользователя персональным компьютером лучше, чем учитель, обгоняет преподавателей в знании техники (и даже самих школьных предметов!). Если не обращать внимания на такое явление, у ребят возникает чувство элитарности, превосходства, обособленности. Таким образом, нарастающая компьютеризация общества создаёт комплекс новых проблем, в том числе и нравственных, и педагогических, социальных, экономических и кадровых… Необходимы новые совместные усилия, чтобы прогресс духовный, внутренняя Вселенная человека шли в ногу с прогрессом научно-техническим.

Нынешнее общество остро нуждается в молодёжи, которая значительно превзошла бы своими знаниями, умениями, изобретательностью, интеллектом нас, своих родителей, учителей, мастеров, профессоров, в молодёжи, которая без страха и недоверия идёт на контакт с новой техникой и умеет ставить перед нею все те вопросы, какие задаёт жизнь. Общество нуждается не только в умелых партнёрах новой техники, способных вовремя нажимать клавиши, но и в её талантливых создателях. Для этого уже в школе надо формировать новое техническое мышление и новаторский, эвристический подход к постановке и решению общественно значимых задач. Но одним-двумя часами в неделю на уроках информатики эту проблему не решить. Способна ли в этом помочь нам сама техника? Готовы ли психология, методика, педагогика вступить с ней в союз для создания новых форм и способов развития личности и обучения специалиста? Думаю, да. Надо лишь сделать первый шаг, пусть и оступаясь, и набивая "шишки".

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>