Типология учебных игр. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся

В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пид-

касистого и Ж.С.Хайдарова отмечено: «Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в боль-

шой и малый бизнес, словом -в жизнь.»

Множество известных игр разбито на три группы с тематическими заго-ловками «Механизм», « Процесс», «Мотивация», группировка по типологическому принципу.

Учебные игры.

Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные,

воспитательные и педагогические).

Механизм.

Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)

Проблемные ( эвристические ) игры.

Сюжетные игры ( драматизации, инсценировки)

Ситуационные игры ( игровые ситуации).

Творческие игры ( манипулятивные и строительные).

Настольные игры.

Языковые игры.

Абстрактные игры

Процесс.

Ролевые ( организационные и функциональные) игры.

Военные игры ( военные учения).

Деловые ( управленческие, операционные и экономические) игры.

Производственные (технологические, технические) игры.

Спортивные игры ( игры с правилами).

Формальные ( формализованные игры).

Мотивация

Развлекательные игры.

Азартные игры.

Актёрские игры.

Индивидуальные игры ( игры с природой).

Коллективные (командные) игры.

Соревновательные игры ( игры – состязания).

Результативные игры.

Итак, на первом месте приведённой выше классификации игр

стоят учебные игры. Учебная игра – это обучающая игра, для которой

характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками

содержания обучения. Игра по содержанию, учение по форме. Но она всегда должна оставаться игрой. Связь с содержанием школьного обучения достигается в ней не в результате механического введения

учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального

проектирования содержания учебной игры.

Проблемные Соревновательные Формальные

игры игры игры

Имитационные Ролевые

игры игры

Типология учебных игр

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению.так и к труду,

сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.

Игру можно назвать восьмым чудом света, т.к. в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности, В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах

И явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры(даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.

Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.

Ситуационные игры образуют самостоятельный тип учебных игр.

Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственной формой, основу которой составляет принцип индивидуального обучения.

Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией, ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.

Соревновательная игра является одной из форм организации процесса игрового обучения. Процесс соревновательной игры возможен, если организовано командное соревнование, все команды состязаются в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой их командой, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования, если в ходе игры и

по её завершении будет проводиться подсчёт результатов и выявление победителей, занявших 1-е, 2-е, 3-е и т. д. места.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>