Игра и её роль в психическом развитии ребёнка

Что же такое игра? В толковом словаре русского языка приводятся

Значения слова «играть» (игра определяется как «действие по глаголу

играть»: «развлекаться, забавляться…Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение,

удовольствие одним только участием в нём».

В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, учёные П.И. Пидкасистый и

Ж.С. Хайдаров давали ей такое определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он дейст

вительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на

очевидный всем результат». У Г.К. Селевко определение игры таково:

«Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на вос-

создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

В 30-е годы, проводя исследования обозначения игры на разных языках(японском, латинском, семитском, германском и др.), J.Huizinga

(Й. Хейзинг) отмечает, что в некоторых языках таких слов нет, а есть 6.

лишь разные слова для обозначения игр детей( греческий, китайский, санскрит), например, соревновательные игры, игры- представления,

азартные игры и т.п. Научного единого общего для всех определения игры до сих пор нет и все исследователи(биологи, этнографы, психологи)

отталкиваются от интуитивного осознания, соответствующей культуры,

определённой реальности и места игры, которое она занимает в ней.

А что история? Рассмотрим известные подходы к игре в историческом аспекте. Одна из теорий - теория К. Грооса, который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребёнка она составляет главное содержание его жизни». Свою теорию он развивает как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека,

Прирождённые реакции…являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.

Альтернативной позицией на теорию К. Грооса была теория игры

Ф. Бойтендайка. Он утверждал, что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, что инстинкты созревают независимо от

упражнений, которые не считал игрой.

В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детёныши играют, а Ф. Бойтендайк –

на вопрос, почему они играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Х.-Г. Гадамер, И.Кант, Ф.Шиллер и др.считали,

что игра своеобразна тем, что имеет границы изображаемого и реального.

Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В.Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Грооса(игра как

упражнение) рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.

В теории игры К. Коффки игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребёнка. Мир ребёнка похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами. Такое обращение с вещами характерно только для детства.

Близок к такой позиции и Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мир ребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как

бы посредником между аутистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.

Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ З.Фрейда.

Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, ме-

няют свою природу, и он активно управляет ими.

А.Адлер, исследуя игру, показал возможности использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделил 8 функций

драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребёнка; выражение подавленных потребностей; выход «запрещённых побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить своё Я; отражение роста, развития, взросления ребёнка; разрешение в игре своих проблем.

По мнению Э.Берна игра передаётся от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. Автор отмечает, что воспитание детей в большинстве случаев сводится к тому, что разные варианты игр зависят от культуры, социального класса семьи. Социальное значение игры состоит в том, что люди приходят к играм, чтобы отвязаться от скуки и не подвергать себя опасностям.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>