Игра – средство всестороннего развития ребенка.

Психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном воз­расте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие пере­ход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в един­стве и взаимодействии.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окру­жающей жизни, выявить особенности характера, отношение к то­варищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлечен­ности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает важное место в системе физического, нрав­ственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. В игре развиваются такие физические качества, как ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость (игры «Кто быстрее», «Карусель», «У медведя во бору» и другие).

При осуществлении нравственного воспитания, то есть воспитания моральных качеств важно не только то, как ведет себя ребенок в игре, но и какие чувства испытывает при этом. Поэтому педагог обязан видеть каждого ребенка и своевременно влиять на его поведение.

В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания - очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание (например, сюжетно-ролевая игра «Школа», подвижная игра «Кот и мыши», дидактическая игра «Кто первый»).

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повы­шению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребен­ка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уве­ренность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседнев­ной жизни.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший спо­соб осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием инте­реса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим под­вигам людей у детей появляются первые мечты о буду­щей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим це­лям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают воз­можность систематических упражнений, необходимых для раз­вития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и па­мяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в со­четании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтени­ем и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на прак­тике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирова­ния. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, само­стоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети всту­пают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания Игро­вые переживания оставляют глубокий след в сознании ребен­ка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным чле­ном игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.2

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>