Диагностика уровня воспитательной работы в общежитии

Целью исследования является определение проблем воспитательной работы проводимой в студенческом общежитии.

Современные проблемы, противоречия, связанные с воспитательной работой в общежитии, отношение к ней студентов были выявлены в ходе социологического исследования. Методом анонимного анкетирования было опрошено 350 студентов I - V курсов, из них 93 девушки и 257 юношей, сельских жителей 240 человек, городских 150. Студентам предлагалась следующая инструкция.

Дорогой друг! Совет общежития № 1 изучает проблемы и интересы студентов живущих в общежитии. Просим Вас принять участие в этом исследовании. Ваши ответы помогут получить объективную информацию о реальном положении студентов общежития и будут способствовать принятию ряда управленческих решений касающихся путей его улучшения.

Предлагалось внимательно прочитать вопрос и варианты ответов на него. Если ни один из вариантов не устраивал опрашиваемого, то ему нужно было написать свой ответ в специально оставленном месте.

В анкете были вопросы, касающиеся различных групп проблем: бытовых, психологических, социальных, материальных, педагогических.

Получены следующие результаты:

Впечатление от общежития нередко выражается первокурсником в самых кратких оценках: «Транс», «стресс», «шок». Видимо начинающие студенты не преувеличивают, они лишь констатируют социально-бытовую сторону общежития. По данным ректората за последние пять лет в несколько раз сократились бюджетные ассигнования на ремонт. Остро ощущаемая нехватка средств серьёзно сказывается на материально-бытовых условиях жизни студентов общежития. Отсюда их психологический настрой. 65 % студентов из них 20 % сельских и 45 % городских не устраивает существующая на данный момент в общежитии хозяйственно-бытовая среда, как мы видим сельские студенты более терпеливы к бытовым проблемам. Каждый пятый ощущает тесноту (4-5 человек в комнате); большинство услуг не хватает (таких как парикмахерские, мед. пункт). Параллельно жаловались на «сломанные краны», «мусор студентов», «очень грязно в мойке». А кто виноват? Во многих хозяйственно-бытовых проблемах виноваты сами студенты, поэтому надо вести обязательно воспитательную работу в этом направлении.

n Вселяемые в общежитие должны изучить правила внутреннего распорядка, права и обязанности, проживающих в студенческих общежитиях.

n Заключение договора о взаимной ответственности.

n Отведение мест для курения.

n Привлекать проживающих в общежитии студентов в свободное время к работам по самообслуживанию общежития, к проведению ремонта жилых комнат, генеральным уборкам помещений общежитий (проведение морских дней) и закреплённой территории. Студенты, проживающие в общежитии, виновные в нарушении правил пользования помещений общежития, территорий (выброс мусора из окон), порча оборудования, привлекаются к ответственности, предусмотренной уставом академии, положением о студенческих общежитиях (направление на хозяйственные работы на две недели).

n Воспитывать у студентов чувства ответственности за сохранность государственного имущества (проводить смотр на лучшую комнату).

n Оформлять наглядную агитацию (в туалетах сделать надписи краской «Стой, дёрни за верёвочку», «Выброс отходов от пищи запрещён!». Издать листовку «Правила пользования туалетом, душем». Распространить её среди студентов общежития первых курсов (особенно приехавших из села).

n Организация рейдов по проверке санитарного состояния комнат и соблюдение правил проживания в общежитии.

n Ввести систему различных поощрений за образцовый быт.

Таким образом, создание «модели социального поведения» (соблюдение правил проживания в общежитии, культуры взаимоотношений, эстетика быта, ответственность за себя и за тех, кто рядом) способствует формированию у студентов способности к самоопределению активной жизненной позиции. Стоит остановиться на пункте материальной обеспеченности студентов. Вот как они оценивали своё положение. Хорошо - 21 %, удовлетворительно - 59 %, плохо - 20 %.

Основным источником дохода для большинства студентов по-прежнему помощь со стороны родителей (93,7 %), такой поддержки не имеют вообще 2, 5 %. Исследование выявило растущую значимость дополнительных заработков, которые практикует каждый третий студент. Сегодня главное для многих студентов иметь возможности для постоянного заработка, с чем связываются перспективы возрождения стройотрядовского движения, рабочих бригад. Можно сказать о том, что нужно создать молодёжную биржу труда или штаб труда в общежитии, т. е. занять свободное время студента с пользой для него.

Что касается интересов и досуга студентов, живущих в общежитии, то они очень разнообразны. На вопрос «Чему Вы отдаёте предпочтение в свободное от учёбы время?» 30 % опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», 44 % спорт, сельские жители отдают предпочтение посещению театров, группы аэробики, занимаются спортом. Всего 21 % студентов в свободное время регулярно читают художественную литературу (1-2 книги в месяц), 30 % вообще не читают (причины: «нет свободного времени», «новые книги дорогие»).

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>