Педагогические возможности общежития

Общежитие, по справедливому замечанию В. Д. Лутанского1, должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё

1 Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: Педагогические беседы об организации досуга молодёжи. - М. - 1988. - с. 11.

окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.

Создание в общежитии даже самых минимальных условий для воспитывающего досуга, развитие в молодёжной среде общественных начал, связанных с той или иной творческой деятельностью в свободное время, - конкретный путь эффективного влияния на духовный рост молодого человека, на повышение его гражданской зрелости и самосознания. Поэтому воспитателю общежития необходимо чётко представлять педагогические возможности общежития, его социально-педагогические функции, вытекающие из самой сути общественного дома.

Важнейшей является функция создания хороших материально-бытовых условий для проживающих при активном участии самих студентов. Подобное участие способствует формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, повышении его культуры как в настоящее время, так и в будущей семейной жизни.

На втором месте находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие.

С этой функцией тесно связана функция, способствующая развитию общения молодёжи, воспитанию его культуры, созданию доверительных отношений между жильцами.

Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Сделать это можно с помощью лидеров. Среди проживающих в общежитии их можно найти немало. Это люди, обладающие теми или иными умениями или талантами.

Новые отношения в общежитии формируют самосознание молодого человека, побуждают осмыслить опыт окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в становлении нравственных установок личности.

Не менее важна функция, способствующая повышению образовательного и культурного уровня молодёжи. Имеющееся образование обычно не удовлетворяет современных молодых людей. В общежитии всегда можно создать необходимые условия для поддержания образовательных устремлений, для успешного выполнения домашних заданий, организовать помощь и взаимопомощь в учёбе.

Высокий образовательный уровень молодёжи, широта кругозора, способность к творческому участию в общественной жизни, внимательная заинтересованная аудитория - всё это позволяет вести воспитательную работу в общежитии более широко и углублённо, использовать самые разнообразные и перспективные её формы и методы, сделать общение молодёжи более интересным и доверительным.

Общение реализуется в сфере свободного времени. Сегодня повышение уровня социальной, гражданской зрелости молодёжи непосредственно связано с разумной его организацией, наполненностью интересными делами. Это одна из самых главных социально-педагогических функций общежития. Она направлена на нравственное, эстетическое и физическое развитие молодого человека и предполагает целенаправленное формирование его личности с учётом реализации духовных и культурных запросов.

Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в студенческом общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому очень важно направить желание и усилия молодёжи на формирование активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту.

В современных условиях непрерывно возрастает объём духовной культуры, её формы становятся всё более разнообразными. В связи с этим большое значение приобретают духовно-творческие начала, инициатива, самодеятельность, активность личности. А развитие этих её качеств возможно лишь при высокой культуре досуга. Для высокой культуры досуга неприемлемы бездуховность, казённость, отсутствие творчества, бесконечное использование одних и тех же форм работы.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>