Эксперимент

История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в развитии и дифференциации научных знаний. Педагогический эксперимент - сложный комплексный метод научного познания, который включает в себя целенаправленное наблюдение, беседы с испытуемым, анкетирование, изучение творческих работ и др. Он опирается на множество данных наук о ребенке (естественнонаучные основы, психология и др.), требует педагогического мастерства от исследователя и тех, кто ему помогает. [14, С. 24]

Педагогический эксперимент - научная постановка опыта в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием и ее результатом.

Существуют различные виды эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых педагогических явлений простым и сложным; в зависимости от цели исследования преобразующим, контролирующим т.д.; по организации - естественным, лабораторным, комплексным. Существует ряд требований к методике проведения педагогического эксперимента: предварительное, целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.

Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, проявления интереса и желания исследовать ту или иную проблему.

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых вы­является психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ста­вит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Ла­бораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия ис­пытуемого определяются инструкцией. В лабораторном экспери­менте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и неза­висимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на усло­вия реальной жизни.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский (1874—1917), который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. [1, С. 6] Чтобы организовать естест­венный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить пробле­му выбора таких видов деятельности, в которых особенно характер­но выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны (естественны) для участ­ников. Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.

Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явле­ния или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта де­тей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.). В зарубежной психологии констатирующе­му исследованию обычно противопоставляется обучающее исследо­вание. [2, С. 35] Метод обучающего эксперимента строится на сравнении ре­зультатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в про­цессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную ги­потезу о факторах, влияющих на развитие. В качестве метода, преодолевающего ряд недостатков тестов, возник индивидуальный диагностический обучающий эксперимент. В его основе лежит намеченная Л.С. Выготским двухуровневая диагностика: диагностика актуального развития и диагностика зоны ближайшего развития. Д.Б. Эльконин отмечал целесообразность сближения диагностики с процессом формирования его личности. Ученику предлагается задание, которое он сам осуществить не может. «Диагностичным при этом является не то, до какого уровня может быть доведен ребенок», а то, «как ребенок переходит с одного уровня на другой, более высокий». Такая форма теста оказывается чрезвычайно диагностичной, указывающей не только уровень, на котором находится ученик в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития» и те корректирующие педагогические средства, которые следует применять для того, чтобы поднять ребенка на более высокий уровень.

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>