Наблюдение

Как научный, объективный, метод наблюдения пред­полагает планомерное и целенаправленное фиксирование психоло­гических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия науч­ного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объектив­ность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассив­ная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психо­логической образованности наблюдателя; высокая вероятность про­пуска психологических фактов, если они новые или слиты с множеством попутных явлений; опасность субъективности при сбо­ре и обработке данных, при интерпретации результатов; невозмож­ность проверки; ограниченное использование математических мето­дов обработки данных.

В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внеш­ние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предме­тами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними пси­хические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторо­жен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться осо­бая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

В работе В.И. Аснина «Об условиях надежности психологического эксперимен­та» (1941) [6, С. 103] было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении ин­теллектуальной задачи, типа келлеровской, дошкольники действительно, не мудрст­вуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети 7—12 лет как будто не в состоянии решить задачу, они даже не пытаются ис­пользовать палку, находящуюся в поле зрения. Оказывается, они для себя пере­формулировали задачу, усложнили ее, ибо очевидный способ показался им слишком легким.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выбо­рочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребенка выступают как кри­терии отбора при записи наблюдений. При выборочном наблюдении фик­сируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А.Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение пер­вых 8 лет жизни).

Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослежива­ние жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в раз­витии.

Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он исполь­зуется и как один из основных.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>