Современные методы разработки учебных планов

рис. 1.7

то путь между модулями 1 и 2 ,состоящий из одного ребра графа, считается несущественным и ребро 1-2 исключается из графа. При этом логичность изложения материала сохраняется и для поставленной в работах задачи, а именно: установить порядок следования модулей с сохранением логичности изложения материала, такая трансформация графа не оказывает влияния на достижение результата.

Но для поставленной нами цели, а именно: логичное расположение модулей и минимизация суммарной величины временных разрывов между модулями с учетом тесноты связи между ними, такая постановка задачи не пригодна, т.к. удаление из графа связей искажает картину передачи информации.

В работе [48] можно отметить следующие недостатки, которые значительно сокращают область построения решения:

· разделы изучаются одинаковое количество времени;

· число предметов в заданный интервал времени неизменно и одинаково в течение всего процесса обучения;

· не учитывается множество ограничений на план;

· все логические связи между разделами равноценны (и равны 1, если связь есть).

В качестве критерия оптимизации в работе предложено два критерия.

Критерий минимизации временных разрывов между разделами:

, (1.5)

где n - число разделов,

l(i,j) - длина дуги между разделами i и j.

Критерий, учитывающий количество забываемой информации:

, (1.6)

где - количество забываемой информации между разделами i и j за время t,

U - множество связей между разделами.

При линейном разложении :

, (1.7)

где - количество информации, сформированной в разделе i и необходимой для изучения раздела j

- константа, зависящая от статистических характеристик забывания.

Тогда критерий оптимизации:

, (1.8)

В работе [51] предложен еще один метод усечения исходной информации: исключение связей, перекрещивающих слои графа. Допустим, мы имеем следующий граф связности (рис. 1.8):

рис. 1.8

При таком расположении связей в графе связь 1-8 пересекает слой графа 4-7. По предложенной в работе методике ее можно заменить связью 1-6 или 2-8, которые сохранят последовательность изложения модулей. В этом случае связи 1-6 или 2-8 несут в себе информативную нагрузку не нарушения логичности изложения учебных модулей. Для поставленной в работе задачи (сохранить логичность изложения) это условие вполне приемлемо.

После трансформации исходного графа происходит назначение модулей по номерам недель следующим образом. В полученном графе, в котором ребра образуют модули с известной продолжительностью (максимальная интенсивность изучения дисциплины устанавливается кафедрой), ищется критический путь. Именно он и определяет продолжительность обучения в вузе. В случае, когда длина критического пути больше, чем срок обучения в вузе, исследуется возможность увеличения интенсивности обучения. Если это невозможно, то перестраивается содержание дисциплин и, следовательно, связи между ними.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>