ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

В целом проведенные исследования позволили уточнить феноменологию за­стенчивости у младших школьников; выделить наиболее значимые для ребенка облас­ти, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых де­тей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застен­чивого ребенка.

Застенчивый ребенок — это ребе­нок, который, с одной стороны, доброже­лательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с дру­гой - не решается проявлять свои ком­муникативные потребности, что приво­дит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких наруше­ний кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ре­бенка к самому себе.

Он имеет высокую общую само­оценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в по­ложительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость про­является ярче всего. Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлективности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить под час очень хорошие способности, выра­зить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и об­щительным, как и его незастенчивые ровесники.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>