Обзор исследований застенчивости

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребёнка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Застенчивый ребенок не умеет и не решается всту­пать в контакты с другими, в особенности малознако­мыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо зна­комых он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрос­лых (за исключением близких родственников, к которым он, как правило, бывает очень привязан). В детском уч­реждении такой ребенок адаптируется крайне медлен­но, с большим трудом. Он не может задать учителю вопрос, даже самый необходимый т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети (15, с. 74). Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе. А если становишься безликой фигурой, то единственное средство заставить кого-то принять тебя всерьёз порой это насилие (12, с. 63).

Не поняв задания учителя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не вы­полнить то, что требуется, в результате выполняет за­дание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей, и недовольство учителя. На уроках его трудно заставить отвечать на вопросы, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обыч­но кратко. Выступления на празднике, на спортивном соревновании превращаются для него в настоящую му­ку. Любая ситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики, предполагаю­щая оценку его действий другими людьми (воспитате­лем, сверстниками) или включающая элементы сорев­новательности (кто лучше нарисует, кто быстрее добе­жит, кто дальше прыгнет, кто точнее бросит и т. п.), полностью парализует его и так ограниченные возмож­ности. Неуверенность в себе, в собственных силах, в правильности своих действий, боязнь не понравиться зри­телям делают такого ребенка совершенно беспомощ­ным.

Внешние проявления застенчивости настолько ти­пичны, что сразу бросаются в глаза. Как правило, за­стенчивые дети очень скованны в движениях, при обще­нии с взрослыми принимают вынужденную, напряжен­ную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве случаев они избегают встречаться с собе­седником глазами, а если встречаются - сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других де­тей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремле­ние - привлечь внимания к себе, быть незаметными, остаться в стороне (3, с. 51).

Положение такого ребенка среди сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая в контакт с ними, он обречен на изоляцию, оди­ночество. В лучшем случае дети не замечают его, без­различно отстраняют. В худшем — обращаются с ним насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают одежду, сладости. Слабый, беззащитный, застенчивый ребенок не только не в состоянии дать обидчику сдачи, но не может даже пожаловаться, так как скован стеснительностью перед взрослым и страхом перед местью обидчика. Он стесняется громко плакать, заливается тихими горькими слезами где-нибудь в углу. Если учитель заметит его и спросит о причине слез, ребенок, как правило, промолчит. Пренебрежительные высказывания учителя типа: «Эх ты, опять тебя оби­дели! Что же ты, растяпа, сдачи не дашь?» — не толь­ко не дают положительного эффекта, но, напротив, под­крепляют у ребенка убежденность в своей неполноцен­ности (15, с. 75).

Беззащитность таких детей — прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходи­мых навыков общения. Их чувство неуверенности в се­бе и своих действиях связано, кроме того, с повышен­ной чувствительностью к оценкам любого рода (осужде­ниям и поощрениям, порицаниям и похвалам), а также насмешкам. Недостаточный опыт общения не позволя­ет ребенку разобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей. Проще говоря, он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт; «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>