Дети с задержкой психического развития

1.5.1. Дети с ЗПР как группа «социального риска». Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11% в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка, курение матери во время беременности, алкоголизм и наркомания родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и дошкольном учреждении.

Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвящённых изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития:

– памяти (Н.Г. Поддубная, 1975; Н.Г. Лутонян, 1977; В.Л. Подобед,1981);

– речи (В.И.Лубовский,1978;Е.С.Слепович,1978; Р.Д.Триггер, 1981; Н.Ю.Бо­ря­­кова, 1983);

– мышления (Т.В.Егорова, 1975; С.А.Домишкевич, 1978; И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова,1982);

– игровой деятельности (Л.В.Кузнецова,1984; Е.С.Слепович,1990);

– учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, 1975; С.Г.Шевченко, 1994);

– личности (Е.Е.Дмитриева,1990;Е.Н.Васильева,1994; Г.Н.Ефремова,1997).

Накоплен определённый опыт работы по организации коррекционно-педа­го­ги­ческой помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада, рассмотренный, например, У.В.Ульенковой (Л. 42).

В самом общем виде сущность ЗПР в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу.

У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произво­ль­ная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, уме­ние удерживать задание, работать по образцу) не позволяет дошкольнику по­л­ноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без коррекционно-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум програ­м­мы ДОУ и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>