Родительские установки

– повышенная моральная ответственность: несоответствующее возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребёнка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. И в условиях такого воспитания ребёнку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка».

Практика консультативной работы в Центре психологической помощи семье показала, что можно выделить ещё несколько представляющих интерес типов неадекватного (материнского) отношения к ребёнку (А.И.Захаров, 1995; Л. 12):

1. Отношение матери к сыну как к «замещающему» мужа: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его личной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствие контакта с сыном, его желание отгородиться от неё, его «презрение».

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать и привязать к себе ребёнка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребёнка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желание всё сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребёнка», что по существу означает «зачёркивание» реального ребёнка, стагнацию развития ребёнка, регресс и фиксацию на примитивных формах ободрения ради обеспечения симбиотических связей с ним.

3. Воспитательных контроль посредством нарочитого лишения любви. Нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребёнку или подростку демонстрируется: «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребёнком, недопустимости такого поведения, не демонстрируют явно негативных чувств, которые они переживают в связи с плохим поведением ребёнка. С ним не разговаривают, его подчёркнуто игнорируют, говорят о ребёнке в третьем лице как об отсутствующем. Послушание достигается ценой обесценивания «я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребёнок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом ребёнка оказаться виновным в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.

В литературе приводится ряд подходов к анализу семейных взаимоотношений, в том числе предлагается следующие диагностические критерии семейной дисгармонии (Т.Гордон, 1997; Л. 11):

1 - эмоциональные контакты: смягчение стрессов; психологическая защищённость.

2 – модель поведения: способность приспосабливаться к меняющимся условиям среды; дисциплинированность при последовательности требований.

3 – коммуникативные связи: вербальные (требование, понимание, сопереживание, порицание т.п.); невербальные (поза, мимика, жесты и т.п.).

4 – источник жизненного опыта: стиль преодоления стрессов; выполнение домашних обязанностей; игры и занятия; совместные мероприятия.

Типы неблагополучных семей

1 – семьи с дефицитом воспитательных ресурсов: неполные, с низким интеллектуальным уровнем родителей; с низким материальным уровнем.

2 – конфликтные семьи: диссоциированная пара; нежелание преодолеть недостатки характера; неприятие супруга (его установок, культуры, манер).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>