Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках чтения.

Необходимо остановиться на структуре урока русского литературного чтения, на котором проводиться беседа по картине.

Вначале учитель в кратком вступительном слове выясняет тему урока и основную задачу предстоящей работы по картине. Затем вывешивается картина. Молчаливое рассматривание картины развивает внимание и наблюдательность учащихся, поэтому какие бы то ни было пояснения учителя по поводу картины в этот момент излишни.

Беседа по картине проводится по плану, заранее намеченному учителем. В начале беседы учитель обращает внимание учащихся на название картины, данное художником. Детальное знакомство с картиной начинается с рассматривания смыслового центра картины и выяснения сюжета.

Учитель говорит о том, где и когда происходит событие, изображенное на картине. Он добивается от учеников точности и выразительности в описании картины. При этом всемерно поощряется самостоятельность суждений учащихся о картине. Беседа должна быть естественной и непринужденной, но учитель должен очень тактично направлять ее в нужное русло. Учитель привлекает весь класс к высказыванию своих суждений. Беседа заканчивается устным описанием картины. Затем учитель подытоживает все сказанное и делает заключение по уроку.

Трудно бывает сразу определить полезность картины, ее необходимость для данного урока. В азербайджанской школе эта трудность объясняется еще и тем, что на уроке учащиеся знакомятся лишь с очень немногими отрывками из произведений русских писателей. Полное же впечатление от произведения они могут получить во время внеклассных занятий (если таковые, конечно, проводятся). Картина, демонстрируемая на уроке, должна не только илюстрировать содержание изучаемого отрывка, но и помогать учащимся усвоить идейно-художественную сущность всего произведения. Поэтому к подбору картин, которые будут использованы на уроке, надо подходить весьма обдуманно и осторожно.

Иногда для целостного восприятия сущности произведения недостаточно одной картины. Тогда учитель вправе показать на уроке и две картины. Правда, подобные случаи являются исключительными, так как наличие на уроке большого количества картин будет отвлекать учащихся и может принести только вред.

Картины, используемые на уроке, должны отвечать всем методическим требованиям. Они должны быть четки, красочны, доступны пониманию учащихся. Если картина мелка по формату, то надо пустить ее рассматривать по рядам, предварительно разобрав ее содержание со всем классом.

В старших классах перед учащимися стоят более серьезные задачи. Они должны не только знать содержание отдельных произведений русской литературы, не только четко и понятно излагать содержание прочитанных отрывков на русском языке, но и уметь разбираться в образах литературного произведения, судить о типичности этих образов, о системе художесственных средств. Значение использования картины на уроке здесь особенно велико. Вместе с тем возрастают и требования к каждой картине.

Для большей убедительности и лучшего понимания литературного образа его можно сравнить с параллельным образом в изобразительном искусстве. Так, например, труд народа, который показал Некрасов в стихотворении «Железная дорога», можно соспоставить с трудом рабочих на строительстве железной дороги, что так жизненно запечатлел на своем полотне Саврасов, или с трудом знаменитых репинских бурлаков. Везде этот труд ужасно дикий, везде он продается одинаково дешево, везде на его плодах наживаются паразиты-богачи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>