Художественный текст как единица обучения чтению.

Основная задача чтения на русском языке в азербайджанской школе – воспитание культуры чтения на втором языке. Это и создание первоначального представления об искусстве слова, и формирование навыков полноценного восприятия произведений русской литературы, навыков выразительного чтения произведений различных жанров, и ознакомление с элементами анализа литературного произведения, опора на те навыки и умения, которые в определенной мере уже сложились при изучении родной литературы.

Чтение художественного произведения в классе и дома – это обязательная и главная часть общей работы над ним. Чтение необходимо на всех этапах работы над художественным текстом.

Первичное чтение художественных произведений в специфических условиях преподавания русской литературы в национальной школе осуществляет, как правило, учитель. Чтение, конечно можно поручить и ученикам, но только соответственно их подготовив.

Требования к чтению учителя общеизвестны. Оно должно характеризоваться не только правильной дикцией, соблюдением правил орфоэпии, интонирования фраз, правильными ударениями и соответствующим содержанию читаемого темпом, но и выразительностью.

Первичное чтение, то есть чтение перед текстуальным анализом, проводиться для того, чтобы помочь ученикам войти в фактическое содержание текста, способствовать воссозданию в их воображении изображаемых картин, по возможности «заразить» теми эмоциями, которыми пронизано произведение. Чтение текста – это уже в какой-то степени его анализ, поскольку читающий так или иначе истолковывает читаемое, так или иначе выражает свое отношение к нему. «Чтение – самый тонкий критик художественного произведения» , -писал В.П Острогорский. Следовательно, первичное чтение должно помочь ученикам сориентироваться в том, что им предстоит изучить.

Если и на уроках родной литературы стремятся как можно больше читать в классе, то еще в большей мере это необходимо на уроках русской литературы в азербайджанской школе.Учащиеся азербайджанских школ недостаточно подготовлены к самостоятельному чтению, потому основная нагрузка переносится на урок.

Небольшие произведения – рассказы, стихи – лучше читать в классе целиком. При изучении крупных произведений значительная часть текста также должна быть прочитана в классе. Это требование легче выполнить в тех школах, в которых объемные произведения представлены в учебниках –хрестоматиях в сокращении. Важно также правильно выбрать темп чтения. Очень быстрый темп может помешать пониманию читаемого. Отрицательно влияет на понимание и темп, чрезмерно замедленный : при таком темпе нарушается целостность восприятия текста.

При восприятии текта на слух сравнительно легок для понимания такой способ изложения в художественном произведении, как повествование. Места, представляющие собой повествование, читаются несколько быстрее описаний и особенно рассуждений.

Своеобразие стихотворной речи делает ее восприятие более затрудненным, нежели восприятие прозаической речи.Однако стихи читают быстрее прозы : этого требует их ритмика.

Нередко первичное чтение, то есть чтение до разбора текста, проводится дважды, причем с привлечением учеников.

Необходимость в этом возникает тогда, когда слишком большой языковой барьер делает произведение в целом непонятным. Если же непонимание тех или других слов и оборотов в принципе не влияет на понимание произведения в целом, то второй раз читать текст до разбора нет необходимости,частности будут разъяснены в ходе текстуального анализа произведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>