Дифференциация обучения - одно из средств решения задач развития современной школы

• «Формирующая модель». Предполагается, что влиять на умст­венное развитие ребенка - значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. При условии про­хождения учеником всех его необходимых этапов, с учетом специ­ально организованной учителем ориентировочной основы действий, можно гарантировать сформулированность знаний и умений с наперед заданными качествами. Разновидность этой модели - программированное и алгоритмическое обучение (П.Я. Гальперин, А.Ф. Талызина, В.П. Беспалько).

• «Обогащающая модель» (ее авторы Э.Г. Гельфман и М.А. Хо лодная) представляет собой систему обучения, целью которой является актуализация и наращивание индивидуального ментального (умственного) опыта учащихся на основе психологических механизме интеллектуального развития личности. Основой данной педагогической технологии являются обучающие задания, которые характери­зуются неопределенностью исходных данных, погруженностью реальные жизненные впечатления ребенка, многовариантностью ме­тодов решения. [12].

Обучение математике на основе обогащающей модели реализовано в проекте МПИ (математика, психология, интеллект). Для его! осуществления издана серия учебных пособий для 5-9-х классов, особенностью которых является психологическая нагруженность тек­стов, учет динамики формирования понятий, формирования базовых качеств личности, развитие рефлексивного опыта учащихся. При этом основное внимание уделяется знакомству учащихся с математиче­ским языком, методами познания, используемыми в математике, и в частности, с методами математического моделирования, являющими­ся основой для решения текстовых задач.

Проект МПИ включает в себя многие разделы, выходящие за рамки стандартной программы по математике. Например, в 7-м клас­се изучаются темы: «Сумма и разность кубов», «Многочлены специ­ального вида», «О степенях двучлена (бином Ньютона)», «Элементы теории групп (подстановки и перестановки)».

Все перечисленные модели, несомненно, способствуют повыше­нию эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности и основные педагоги­ческие усилия направляются на его познавательное и личностное развитие. Поэтому на уровне конкретных методических приемов эти модели в той или иной степени взаимопересекаются.

Лнчностно-ориентированное обучение предусматривает, по су­ти, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Принцип дифференциации является одним из основных психолого-педагогический и организационно-методических принципов в обучении и реализует себя в понятиях «дифференцированное обуче­ние» и «дифференцированный подход» в обучении.

Под «дифференциацией обучения» понимают форму организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

При этом обычно рассматривается комплекс организационно-управленческих, социально-экономических, правовых аспектов обучения, которые создают статус учебного заведения.

«дифференцированный подход» - целенаправленное педагоги­ческое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личност­ным качествам учащихся. Дифференцированный подход решает зада­чи эффективной педагогической помощи учащимся в совершенство­вании его личности [12].

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, ана­лизирует и классифицирует различные качества личности и их прояв­ления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характер­ные для данной группы учащихся. На этой основе он определяет стратегию своего взаимодействия с группой, формы включения уча­щихся в общую деятельность и отношения.

Здесь речь идет о технологии индивидуального подхода к учащимся с целью определения уровня их способностей, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения.

Важным аспектом раскрытия сущности проблемы дифференциации является ее соотнесение с индивидуализацией обучения. Су­ществуют разные подходы к соотношению понятий « индивидуализация» и «дифференциация» обучения. В исследовании M.H. Скаткина [13] отмечается, что дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое. В этом слу­чае учебно-воспитательный процесс, «для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением» [13, с. 269-270].

В работе И. Унт [14] даны следующие определения: индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются, а под дифференциацией понимается такой учет индивидуальных особенностей учащихся, при котором они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения: обычно обучение в этом случае происходит по различным учебным планам и программам» [14, с. 8]. Дифференциация, таким образом, рассматривается как один из основных вариантов, индивидуализации

Перейти на страницу: 1 2 3

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>