Результаты экспериментальной работы по реализации эвристического обучения школьников на уроках математики в 11 классах.

Результаты сравнительного анализа позволяют сделать вывод, что эвристическое обучение, применяемое в ходе эксперимента в 11 «Б» классе, является более эффективным, чем традиционные формы обучения, которые реализовались в ходе работы в 11 «А» классе. Успеваемость в экспериментальном 11 «Б» классе стала заметно лучше, т.к. использование эвристических методов и приемов на уроках математики содействовало развитию познавательного интереса, внимания учащихся на уроках, способствовало более эффективному закреплению и запоминанию пройденного материала.

По итогам формирующего эксперимента учащимся контрольного и экспериментального классов предложили решить систему эвристических заданий по математике. 70% респондентов из экспериментального 11 «Б» класса решили 80% заданий, в контрольном классе результат остался прежним, как в начале эксперимента.

Результаты работы показали, что школьники, хорошо успевающие, в процессе ЭО, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

В начале работы проводилась беседа с учителями математики, которые в 11 классах преподают алгебру и геометрию (см. Приложение 4). Прежде был сформулирован приблизительный ряд вопросов для учителей, по которым нужно было получить необходимую информацию:

  • каков круг интересов учащихся;
  • сколько учащихся непосредственно проявляют интерес к математике, чем это обосновано;
  • каков уровень самостоятельности, активности, организованности учащихся в 11 «Б» классе;
  • умеют ли учащиеся применять на практике приемы и операции мышления;
  • насколько развито у учащихся абстрактное, конкретное, логическое и творческое мышление;
  • насколько полно школьники усваивают содержание и объем понятий;
  • насколько полно усваивают связи и отношения данного понятия с другими;
  • умеют ли учащиеся оперировать математическими понятиями при решении предлагаемого ряда упражнений и задач, нестандартных заданий;

После беседы с учителем математики выяснилась следующая информация: у учащихся экспериментального 11 «Б» класса достаточно высокий уровень самостоятельности и активности. Но для того, чтобы были высокие результаты на уроке, учитель должен заинтересовать школьников, организовать их учебно-поисковую деятельность. Высокая мотивация учащихся к изучению математики проявляется во внеурочное время, например, при подготовке к проведению различных внеклассных работ, мероприятий во время математической недели, и т.д. В простейших математических ситуациях учащиеся умеют самостоятельно применять различные приемы и операции мыслительной деятельности, но в сложных ситуациях самостоятельность школьников резко снижается и требуется всеобщее управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Таким образом, систематическое использование эвристических методов и приемов на уроках математики на разных этапах изучения материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, повышения качества обучения, развития творческих способностей учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>