Различные подходы к проблеме объяснения феномена юмора

Оригинальный подход к поиску разгадки смеха предложил З. Фрейд. Он считал, что остроумие носит подсознательный характер и по его движущим мотивам разделял на:

- обусловленное сексуально, т.е. это такое же средство привлечь партнера, как, например, красивый павлиний хвост;

- обусловленное агрессивно, т.е. едкая острота по адресу врага и соперника – это нечто вроде символического убийства;

- остроумие цинически-святотатственное, т.е. протест против ограничений, налагаемых;

- остроумие скептическое, т.е. сомнение в надежности познания.

Фрейд проводил различие между чувством юмора и остроумием, которое он выводил из представления об экономии психической энергии. Так остроумие экономит психическую энергию, т.к. снимает необходимость тормозить свои агрессивные побуждения. Остроумие – отдушина для враждебных чувств, если эти чувства не могут быть "изжиты" другим способом, а также отдушина для разрядки полового возбуждения. Комическое отличается от остроумного тем, что оно неумышленно. Комизм доставляет удовольствие, позволяя на непродолжительное время вернуться в состояние детской беззаботности, и экономит психическую энергию благодаря достигаемой с его помощью "экономии мышления". Наконец, чувство юмора, обнаруживая смешную сторону любого явления, неблагоприятного, преобразует боль и гнев в улыбку и смех – это экономия чувств.

Таким образом, загадка смешного, комического и остроумного с давних пор привлекала исследователей. Невозможно составить не только исчерпывающий обзор, но и простой перечень трактатов, посвященных комическому, правда, несмотря на это, сокровенная тайна смеха так и остается тайной.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на огромное количество исследований в сфере педагогики, работ, касающихся изучения значения юмора в педагогической деятельности, исключительно мало. Неужели теоретики педагогики предают юмору в деятельности учителя слишком маленькую роль? Хотелось бы без комментариев привести факт из одной педагогической статьи. В этой статье приводились профессионально-значимые личностные качества педагога, которых было перечислено сорок пять. Чувство юмора было упомянуто сорок третьим.

Перейти на страницу: 1 2 

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>