Обучение говорению на иностранном языке: формирование и развитие умений монологической речи школьников.

С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений и, как правило, развернутым изложением мыслей.

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:

  1. по цели высказывания: - монолог – сообщение (информативная функция)

- монолог – описание (информативная функция)

- монолог – рассуждение (воздейственная функция)

- монолог – повествование (3 функции)

- монолог – убеждение (воздейственная функция)

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющихся, в частности, во владении связующими элементами предложений – наречиями времени (später, dann, weiter, kurz, darauf), причинно-следственными (deshalb, folglich), наречиями, выражающими последовательность (erstens, zweitens), а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

2. по степени подготовленности: - подготовленная монологическая речь (1)

- неподготовленная монологическая речь (2)

(собственные суждения, без опоры)

Усилия учителя и учащихся должны быть направлены на 3 стороны высказывания:

  1. формальная (грамматическая, лексическая, фонетическая правильность)
  2. содержательная (соответствие теме)
  3. соответствующая экстралингвистическим условиям

Основные свойства монологических речевых умений:

  1. логичность и связность изложения мыслей
  2. коммуникативно мотивированное и творческое пользование языковыми средствами
  3. правильность речи на коммуникативно достаточном уровне

Целью обучения монологической речи является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Конечные требования программы к монологической речи учащихся VII (9) классов:

«Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста в пределах программного языкового материала IV – VII (5-9) классов. От учащихся требуется умение не только сообщать о фактах, но и выражать свое отношение к изложенному. Объем высказываний – не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении»

При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

1. вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение)

2. связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания

3. объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложений

4. степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества)

5. лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность

Методически важными являются:

1. характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи

2. цель высказывания

Опорами могут быть:

1. наглядность

2. текст

3. ситуация

4. тема (фрагмент темы), проблема

Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется: на среднем этапе: 1. ситуация, 2. наглядность, 3. текст, 4. тема; на старшем этапе: 1. текст, 2. речевые ситуации, 3. наглядность (серия картин, кинофильм), 4. тема, проблема.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>