Методика

В процессе исследования был использован тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Впервые тест структуры интеллекта был описан в 1953 г. Р. Амтхауэром. Групповой тест предназначался для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. Автор ставил задачу разработать метод, который мог использоваться на практике для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии[1;56]. Амтхауэр включил в свой тест задания на диаг­ностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счет­но-математического, пространственного, мнемического.

Средняя величина взаимных корреляций между этими факто­рами в тесте равна 0,36 (0,62 — 0,20). Тест был разработан в трех параллельных формах. Надеж­ность теста как инструмента равна 0,97 (корреляция четных и не­четных заданий), при повторном тестировании через год коэффи­циенты надежности оказались равными 0,83 (по отдельным субтестам — 0,50). Валидность теста по критерию успешности обу­чения в школе равна 0,62.

Тест был адаптирован для выборки русских школьников М. К. Акимовой и др. (1984) и включал 9 субтестов[1;56]. Методика включает в себя следующие субтесты: 1) на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских); 2) на классификацию по­нятий; 3) на установление аналогий; 4) на подведение двух по­нятий под общую категорию (обобщение); 5) на умение решать простые арифметические задачи; 6) на умение находить число­вые закономерности; 7) на умение мысленно оперировать изоб­ражениями фигур на плоскости; 8) на умение мысленно опери­ровать изображениями объемных фигур. Каждый субтест состоит из 20 заданий. Время выполнения каждого субтеста ограничено — 10 мин. Целиком выполнение всего теста занимает 80 мин (два урока без перерыва).

Для проведения группового тестирования подготовлены две формы теста — А и Б. Соседи по парте работают с разными форма­ми теста.

Таким образом, задания теста состоят из вербального и число­вого материалов, а также из изображений. Первые требуют от ис­пытуемых определенных знаний и умений производить с материа­лом некоторые логические действия. Вторые предполагают опре­деленную степень развития формализованного и пространственного мышления. Р. Амтхауэр предполагал, что по успешности выполне­ния отдельных субтестов этой методики можно судить о структуре интеллекта испытуемых[1;57]. Для грубого анализа «умственного про­филя» он предлагает следующее: если наивысшие результаты по­лучены испытуемым по первым четырем субтестам, то у него боль­ше развиты теоретические способности, если же они получены по субтестам, составляющим вторую половину методики, то у него больше развиты практические способности.

Для диагностики вербального и счетно-математического компонентов интеллекта школьников были выбраны 2 субтеста:

1) на классификацию по­нятий;

2) на умение находить число­вые закономерности.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>