Связь экологии и культуры.

Слово «Экология» образовано от греческого «ойкос», что означает дом (жилище, местообитание, убежище) и «логос» - наука. В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Наука, В которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей среды».

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидум для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде или о силах природы, растениях и животных. Как и другие области знаний, экология развивалась непрерывно, но не равномерно на протяжении истории человечества.

Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты, и прежде всего ее растительного и животного царства.

В средние века интерес к изучению природы ослабевает, занимаясь господством схоластики и богословием. Связь строения организмов с условиями среды толковались как воплощение воли бога.

Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизации новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала – характерная черта естествознания этого периода. Однако, несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды.

Появление в начале XIX столетия биогеографии способствовало дальнейшему развитию экологического мышления. Подлинным основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769 – 1859), опубликовавшего в 1807 году работу «Идеи о географии растений».

В 1832 году О. Декандоль обосновал необходимость выделения особой научной дисциплины «Эпиррелогия», изучающая влияние на растения внешних условий и воздействий и воздействие растений на окружающую среду (или, говоря современным языком экологии). Среду, в которой существу нет растения, стали понимать как совокупность действующих на них условий (экологических факторов).

Экологическое направление в зоологии лучше других было сформулировано русским ученым К.Ф. Рулье (1814 – 1858гг.). Он считал

необходимостью развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологического исследования животных – «Зообиологии», оставил ряд

трудов типичного экологического содержания, таких, как типизация общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных. Ученые начала XIX века анализировали закономерности связей организмов и среды, взаимоотношения между организмами, явления приспособляемости и приспособленности. Однако разрешение этих проблем, дальнейшее развитие науки экологии произошло на базе эволюционного учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин (1809 – 1882гг.) по праву является одним из пионеров экологии. В книге «Происхождение видов» (1859г.) он показал, что «борьба за существование» в природе приводит к естественному отбору или является движущим фактором эволюции.

Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и связи их с неорганическими компонентами среды («борьба за существование») – большая самостоятельная область исследований.

Победа эволюционного учения в биологии открыла, таким образом, новый период в истории экологии, для которой характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам. В этот период завершилось отделение экологии от других наук. Экология, родившись в недрах биогеографии, в конце XIX века благодаря учению Ч. Дарвина, превращалась в науку об адаптации организмов. Однако сам термин «Экология» для новой области знаний впервые был предложен немецким зоологом Э. Геккелем в 1866 году. Он дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонистические и антогонистические взаимоотношения растений и животных, контактирующих друг с другом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>