Работа над заголовком на уроках русского языка в школе.

При последующем обучении связной речи особое внимание уделяется следующим моментам:

- соответствие заголовка содержанию;

- выразительность заголовка.

Практически не ведется в школе работы над структурой заголовка и языковыми средствами выразительности, использованными в нем. Хотя именно структуру заголовка и средства выразительности можно использовать на уроках русского языка, посвященных почти всех разделов языка: синтаксиса, лексикологии, фонетики, словообразования. Так, например, при изучении в разделе “Синтаксис” темы “Виды предложений по цели высказывания” можно предложить учащимся подобрать тексты, заглавиями которых являются разные по цели высказывания предложения, и понаблюдать, с какой целью авторы используют в заглавиях повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.

Примерное задание: Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Почему заголовок дан в форме вопросительного предложения?

Мелочи жизни?

Есть люди, о которых говорят: “Это человек слова!” Значит, на такого человека можно положиться – он выполнит свое обещание без напоминания.

Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

Мы довольно часто совершаем такие мелкие “предательства”, не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку.

“В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!” – думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным.

Как же стать таким человеком? Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.

С юных лет надо научится заставлять себя делать не только то, что хочется, а и то, что надо. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.

(С. Михалков «Все начинается с детства»).

Подобное задание помогает учителю решить сразу несколько задач, учебных и воспитательных. Делается вывод, что заглавие в форме вопросительного предложения настраивает читателя на размышления, заставляет задуматься над проблемой, в данном случае проблемой нравственного порядка.

При изучении темы «Виды предложений по цели высказывания» можно также использовать такие задания:

· Найдите в детской газете или журнале статьи, озаглавленные вопросительным предложением. Чем привлекает нас такой заголовок? Как вы думаете, что он отражает: тему или основную мысль статьи?

· Найдите в детской газете или журнале статьи, озаглавленные в форме восклицательных предложений. Что он отражает: тему или основную мысль статьи? Какими средствами привлекает он читателя?

Большие возможности в работе над выразительностью заглавия открываются при изучении лексикологии. Следует обратить внимание учащихся на использование в заглавиях слов антонимов, слов с переносным значением, омонимов, фразеологизмов. Можно использовать такие примерные задания:

· Подобрать газетные заголовки, в которых использован фразеологизм. Объяснить использование фразеологизма в заглавии.

· Подобрать заголовки, в которых слова употреблены в переносном значении.

С понятием переносного значения слова тесно связаны такие средства выразительности, как метафора и метонимия. Метафора и метонимия часто встречаются в газетных заголовках и могут быть использованы на уроках как иллюстративный языковой материал.

При изучении словообразования учащиеся узнают, что стилистическую или эмоциональную окрашенность в слово часто приносят отдельные словообразовательные элементы. Эти сведения тоже можно использовать в работе с заголовками. Вот пример задания учебника:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>