Дезориентирующие заголовки.

Заметим все же, что не все средства хороши. Иногда стремление любой ценой потрясти воображение современного читателя побуждает авторов газетных заголовков прибегать к приемам далеко не корректным и часто не совсем этичным.

Предположим, вы просматриваете свежие газеты и видите заголовок:

«Жванецкого спустили с лестницы»

(17 ноября 2000 г.).

Немедленно ознакомившись с содержанием обещающей сенсацию заметки, вы убеждаетесь, что речь идет вовсе не об угрозе безопасности известного артиста, а о Кукле, которую коллеги Жванецкого назвали в его честь.

Газетный заголовок, который вводит читателя в заблуждение относительно содержания текста, логично назвать дезориентирующим.

Подчасов А.В.* предлагает выделять несколько разновидностей таких заголовков:

1.Заголовки, предсказуемость которых сведена к минимуму. Например:

«Служба спасения не дала Шендеровичу погибнуть»

(10 ноября 2002 г.).

Неудивительно, что такой заголовок сразу привлечет к себе внимание. Многие, правда, будут озадачены, узнав, что речь идет о предновогоднем шоу «Кто хочет стать миллионером!», входе которого Шендерович несколько раз звонил в Службу спасения города Москвы с целью воспользоваться подсказками дам-операторов этой службы.

Жуткий пример: «Как расчленить соседей?»

(23 января 2000 г.).

Еще до прочтения текста мы понимаем, что слово «расчленить» вряд ли употреблено в заголовке в прямом смысле. И все же многие удивятся, когда узнают, что автор подразумевал, как расселить соседей, а публикация посвящена проекту закона «О приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения в городе Москве».

Обратим внимание на то, что заголовки, объединенные нами в эту группу, связаны не столько с текстом, сколько с подтекстом статей, а еще чаще – с внетекстовой ситуацией. К сожалению, на страницах газет такие заголовки стали привычным явлением.

2. Заголовок, представляющий собой один из тезисов публикации. При этом автору совсем не неважно, что заголовочный тезис не отражает идеи текста, а порой опровергается в нем. Существенно лишь то, что он выразительный, интригующий, а потому успешно «продает» газету. Например:

“НТВ на новый год будет раздавать жуков”.

Покопавшись в тексте, посвященному подготовке к новогодней трансляции на телеканале НТВ, мы находим наконец объяснение заголовка: “НТВ во всю будет раздавать подарки, самый большой из них “Фольксваген-Жук”. Но, во-первых: речь идет об автомобиле в единственном числе, а второе: разве об этом текст? Ведь главное в нем – содержание новогодних передач. К сожалению, заголовок сообщил читателю лишь о том, что больше всего поразило воображение журналиста.

3. Заголовок представляет собой прямое искажение, подтасовку фактов, содержащихся в тексте.

«Кто посадил брата Раисы Максимовны Горбачевой в психушку?»

(13 апреля 2001г.).

Текст не только не отвечает на поставленный вопрос, но и делает этот вопрос неуместным. Т.к. никто родственника экс-президента СССР в сумасшедший дом не помещал. Евгений Максимович злоупотреблял алкоголем и как следствие попал в психлечебницу.

«Дзержинский убил свою сестру, а потом утопил Россию в крови»

(24 декабря 2000 г.).

Спешим заверить вас, что это заявление звучит в тексте далеко не так категорично и определенно.

Автор упоминает мнение некоторых земляков Дзержинского, уверенных в том, что именно Феликс застрелил из ружья сестру Ванду. Однако другие убеждены в его непричастности к этому несчастному случаю. Так смотритель музея Дзержинского Михаил Грибов в ответ на просьбу прокомментировать слухи отвечает: «Это старые уже люди. Кому девяносто, а кому и под сто. Говорят ерунду всякую».

4. Дефектные заголовки. Смысл заголовков остается загадкой и после прочтения. В некоторых случаях мы можем высказать предположение, но полной уверенности на счет содержания такого заголовка быть не может: «Молилась ли ты на ночь, Ряба?”

(16 марта 2001г.) – заметка о рекламе.

А что же заголовок? О его отношении к материалу можно только догадываться.

Необычайную популярность дезориентирующих заглавий у газетчиков Ф.Д. Хадсон* объясняет стремлением журналистов во что бы то ни стало сделать заголовок интересным для читателя, даже если им нечего сказать последнему. Действительно, дезориентирующий заголовок встречается чаще всего с “проходной” ничего интересного собой не представляющего материалом.

Серьезной причиной распространения заголовков, содержащих дезинформацию, является безответственность и недальновидность журналистов, не понимающих, что риск потерять читательское доверие никогда не бывает оправданным.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>